ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской (sunsandy) wrote in prophotos_ru,
ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской
sunsandy
prophotos_ru

Categories:

Декаданс правит бал… Или о современной портретной фотографии в России


 



* Имена авторов фотографий и ссылки на их страницы внутри публикации 


"Мне кажется, что искусство
должно давать счастье и радость,
иначе оно ничего не стоит".
В. Д. Поленов


Когда закончилась моя акклиматизация в Нью-Йорке и в ум пришла ясность, я обратила свой взор к американской фотографии, и вовсе не из праздного любопытства. Коль скоро почва именно этой земли станет моим творческим пристанищем, я решила больше узнать о своих новых коллегах. Мне стало интересно, проявляется ли процесс глобализации во всем сферах мировой жизни, или же искусство ему неподвластно… Оказалось, что современная американская фотография значительно отличается от современной отечественной. Как и в американском кинематографе, здесь преимущественно царит глянец и цифровые технологии, психология и глубина остаются за кадром, уступая место внешнему благополучию и моде. С первого взгляда создаётся впечатление, что основное отличие заключается в общем настроении, которым окрашены работы. Оно более приподнятое и добродушное. Конечно же, как и везде здесь есть выдающиеся авторы, фотографии которых узнаваемы из миллиона, и они не могут оставить равнодушными. Всё это параллельно привело меня к размышлениям о нашей, российской фотографии, о творчестве моих современников. В таком обобщённом виде я никогда не задумывалась об этом.

Что же происходит у нас?

Мне всегда были интересны различные явления в сферах искусства, будь то живопись или фотография, какие факторы влияют на становления фотографов, как начинающих, так и относительно сложившихся, что общего в их творческих предпочтениях и идеалах, каковы принципиально различные авторские позиции. Как и во все времена, сегодня в искусстве все делятся на группы и субкультуры: акулы-рекламные фотографы, диафрагма которых никогда не открывается сильнее f/32, беззаботные, похожие на добрых эльфов, свадебные и детские фотографы, fashion-фотографы – неисправимые модники и снобы, снимающие терабайты модельных тестов, псевдо-фотографы от направления ню, которые, в лучшем случае, обслуживают широко известные в узких кругах мужские издания, а чаще, просто воплощают в своих фотографиях нереализованное сексуальные фантазии… И кто же остаётся? Кто не подвержен коммерческим влияниям повседневной жизни и проблемам бессознательного? Конечно же, я имею в виду фотографов, чьи работы формируют современную русскую художественную фотографию.  

 

Советская фотография и фотография первого десятилетия после перестройки особое внимание уделяла острым социальным темам, вначале как сопротивление системе, а позднее как реакция на тотальную смену системы и формирование нового образа жизни и мыслей. Но постепенно фотографы стали всё чаще от внешнего обращаться к внутреннему миру, и, в частности, к портрету психологическому. Это направление наиболее востребованное, любимое и безграничное по своим творческим возможностям, дающее огромное поле для размышления, познания и понимания. Человек и его природа, физиологическая и духовная, волновали умы первых мыслителей и философов, учёных, исследователей, художников и поэтом с давних пор. Человек как самая глубокая и непостижимая загадка вселенной всегда являлся культурным, научным и метафизическим центром жизни. Именно этим, вероятно, и объясняется постоянный и неиссякаемый интерес к человеческой психике, душе, красоте и сознанию, который в самых разнообразных формах проявлялся в науке и искусстве.

Являясь читателем нескольких периодических фотоизданий в Москве, я не могла ни заметить, что большую их часть, в угоду коммерческим требованиям, составляют технические статьи и тесты новых камер и объективов, а вовсе не проблемы современной фотографии. Временами в них можно встретить материалы по фотографии 19 и 20 веков, по альтернативным фотопроцессам, композиции и свету, но ни слова о новых именах и тенденциях, если, конечно, не считать немногочисленные рассказы об участниках различных выставок и конкурсов и коротенькие заметки о паре-тройке модных фотографов, которые у всех на слуху. В этих условиях каждый предоставлен самому себе.

Но, к счастью, в последние 10-15 лет интернет-пространство расширило наши возможности получения и обмена информацией. Если раньше молодому художнику или фотографу нужно было свернуть горы, чтобы кто-то, кроме его друзей и родных, пополнил ряды его зрителей, то есть узнал о его существовании как творца, то теперь эта проблема стала заметно менее актуальной.

Тематические Интернет-сообщества предлагают, и в большинстве случаев на бесплатной основе, неплохие площадки для самопрезентации и получения обратной связи в виде комментариев, оценок и отзывов. Это очень полезно и для личностного развития, и для профессионального роста, и для завязывания интересных знакомств. Здесь же можно найти материал для размышления и вдохновения, а также моделей, стилистов и визажистов для своих фотопроектов. Иными словами, исчезает информационный и культурный вакуум, начинающий фотограф получает возможность следить не только за творчеством метром, но и своих молодых коллег, не выходя из дома. И, конечно же, Интернет позволяет увидеть определённый фотографический срез, тот, который в будущем искусствоведы смогут назвать целым направлением в истории фотографии начала 21 века. Это представляется весьма любопытным.
 
Появляется целая плеяда молодых фотографов, в среднем до 35 лет, которые в короткие сроки завоевали неподдельный интерес публики. В Live Journal их называют «тысячниками», что, как ни трудно догадаться, говорит о размерах их зрительской аудитории. Учитывая значительный масштаб, этому явлению нельзя отводить второстепенную роль. Напротив, оно претендует на ведущее положение.

Просматривая популярные фотоблоги и программы мастер-классов можно заметить тенденции, которые доминируют в современной российской фотографии. В них чётко прослеживаются вкусы аудитории и угадываются новейшие идеалы красоты. После увлечённого изучения десятка страниц интернет-дневников различных авторов меня начало преследовать ощущение державю. И я, конечно же, забеспокоилась. Что же не так? Как вдруг меня осенило! С какого-то момента в моём сознании стёрлись границы между работами разных фотографов, так как с заведомой периодичностью, то там, то тут встречались фотографии-близнецы. Как? Разве это возможно? Серьёзные, искренне увлечённые своим делом художники никогда не стали бы повторяться. И тут пришло второе озарение. Дело было совсем не в повторении или подражании одних авторов другим, даже сюжет не имел значение. То единое, что связало все эти портреты одной прочной невидимой ниточкой, стало ни свет, ни композиция, и даже ни технические приёмы, а настроение. То самое, которое как тень, как интуитивное чувство сопровождает каждую фотографию и каждый образ, оказалось общим для всех. Случайность или закономерность?

Мне захотелось разобраться в этом вопросе…

Многие работы этих авторов нравятся мне, как и большинству зрителей, какие-то поражают до глубины души, другие становятся очень близки, но когда смотришь на них в обобщённом варианте, анализируешь, то невольно ощущаешь непреодолимую тоску и упаднические настроения, которыми наполнены образы. Грусть и отчаянье порой сквозит в них. Как столь разных с точки зрения судьбы, жизненного опыта и вкусовых предпочтений людей вдруг самым неожиданным образом объединила печаль и депрессия? Замкнутость, почти аутичность, отрешение от реального мира, аскетичность, пренебрежение человеческими радостями и эмоциями угадывается в бесстрастных взглядах, равнодушных жестах, движениях рук, инфантильных позах, а порой и внешних данных портретируемого, словно нести в себе печать страдание – это высшая честь и предназначение человека. Болезненность и нотки самоуничижения некоторых образов по-настоящему настораживают.

Что это - массовая депрессия или формирование нового направление в портретной фотографии? Возможно ли, что бы люди мыслили и чувствовали настолько одинаково, что отображение этих мыслей и чувств сливалось бы, накладывалось, переплеталось, становилось бы отражением друг друга. А где же тогда индивидуальность, авторское виденье, стремление выделиться из ряда своих единомышленников и оппонентов?

Или, может быть, это игра в эпатаж, или нигилизм? Ведь, кого можно удивить солнечным светом? Для многих сумерки и мгла гораздо притягательнее, а слезы, страдания, отрешённость и одиночество интереснее улыбок и тихой грусти. Безусловно, искусство, как и наука, должно поднимать проблемы нашего мироздания, темы человеческих бед и невзгод. Но должно ли восприятие действительности быть однообразным и недвусмысленно негативно окрашено у десятка современных авторов? Как тождество или эхо множить одно и то же настроение, показывать объекты и явления с одного единственного ракурса? А как же поиски и открытия, которые лежат в основе духовного прогресса?

Всё это невольно наводит на мысли о декадансе в современной портретной фотографии. Когда идея заменяется идеологией, традиционная красота низвергается, уступая место новым идеалам, лишённым жизни и ясности, порой неприятно граничащим с уродством и деформацией. Привычные нравственные представления объявляются утопией и уделом банальности. Манеры заменяются манерностью, лиричность – апатией, на смену яркой жизненной позиции приходят псевдо суицидальные настроения, объявленные поэтикой нового времени. Как становится известно со страниц всё тех же блогов – это не что иное, как попытка найти истину и выбраться из болота серой повседневности. Или же, невольно напрашивается продолжение, это способ творческой самоидентификации, когда отсутствие смысла можно удачно заменить попытками его поиска.

Наша жизнь и так полна проблемами подчас непростых выборов, экономические, социальные и природные кризисы сменяют друг друга с немыслимой скоростью, стрессы и моральные потрясения неотступно следуют вместе с нами, так стоит ли делать всё ещё фатальнее, чем оно есть. Что произойдёт с человеческим обществом, если превратить и духовную жизнь в сосредоточение горя и отчаянья?

Но такая постановка вопроса не может быть единственной в данной проблеме. Что, если речь идёт не о схожести мышлений и эмоциональных переживаний, а о волновом эффекте подражания как способа формирования авторского почерка фотографа. Все мы получаем опыт как через собственные ошибки, так и на примере других людей через научение, повторение, переповторение, заимствование и копирование. О последнем можно сказать чуть больше.

В живописи, а с недавних пор и в фотографии, копирование в учебных целях является неотъемлемой частью профессионального становления художников, вне зависимости систематизированное и подконтрольное ли это обучение, то есть в учебном заведении, или же это самообразование. Как несложно догадаться цель такой обучающей методики: понимание, прочувствование, совершенствование живописных навыков, кроме того, это развитие собственного художественного виденья, осознанно отличного от манеры мастера, чьё произведение необходимо повторить. Если так можно выразиться современным языком – это своеобразная форма мастер-класса. Но это, естественно, в теории. На практике, как становится известно из курса истории искусства, немалая доля студентов художественных институтов теряла, а точнее, не находила себя, своё творческое «Я», с головой окунувшись в копирование. Да, безусловно, в итоге они становились хорошими знатоками технической составляющей живописи, но свой неповторимый стиль им не удалось сформировать. Вот такое опасное саморазвитие. А что если момент перехода от повторения к созданию стирается, ускользает из вида в мучительных поисках собственной творческой манеры?

Я сама, будучи человеком, страстно увлечённым фотографией, но имеющей пока сравнительно небольшой опыт (что такое 3 года творчества по сравнению с 20-30-летней профессиональной деятельность?), смотрю работы многих классиков фотографии, своих современников, картины мастеров живописи, изучаю свет и композицию, пытаюсь разобраться в технических приёмах и мировоззрении. Что-то вдохновляет, что-то даёт пищу для размышления, что-то учит, а что-то вызывает непонимание, но одно очевидно – только высокий технический уровень не есть синоним таланта, но и талант ничто без хорошего ремесла. А что особенно важно – так это развитие собственного, уникального, неповторимого взгляда на вещи, ведь реальность такова, какой её видим мы.

Выдающийся мексиканский фотограф Manuel Alvarez Bravo сказал как-то: «Главный инструмент фотографа — его глаза. Это может выглядеть странным, но многие фотографы предпочитают использовать глаза других фотографов, прошлого или настоящего, вместо собственных. Такие фотографы слепы». Жесткое и честное утверждение! Так и есть. Поиск себя, своего места в жизни, поиск своего пути – это задача, на которую, подчас может уйти вся жизнь. Он не проходит гладко и безболезненно: самоанализ, пересмотр собственных позиций и система ценностей, а порой переламывание своего «Я», ошибки и возрождения – всё то, что неотступно сопровождает творческий путь человека. А как в погоне за утешением собственных амбиций, в жажде быстрой славы можно тратить столько сил и времени?

И вследствие такого развития событий, куда может зайти искусство фотографии, если произведения авторов не будут оригинальны и неповторимы? История и время, в этом смысле, выполняют хорошую роль культурного фильтра, который отсеивает всё лишнее и пустое. Разве есть два похожих мастера? Пикториальную фотографию Heinrich Kuhn не возможно спутать с романтизмом Julia Margaret Cameron, стиль Henri Cartier-Bresson отличается от виденья Elliot Erwitt, несмотря на схожесть жанра, портреты Irving Penn не похожи на работы Helmut Newton и, наконец, Peter Lindberg и Paolo Roversi по-разному видят женскую красоту. Этим они так интересны нам, это создаёт разнообразие прекрасного. Как и в живописи, например, импрессионистов объединяло ощущение света, пространства, формы и линии в их природной естественности, но вряд ли можно спутать манеру Ренуара и Ван Гога, Моне и Мане, Сислея и Писсаро. В этом заключается уникальность их художественного наследия. В те времена было и много приверженцев строгой академической живописи, но не они создавали искусство последней трети 19 века. И поэтому мы мало что знаем о них.

Так каково же истинное направление и назначение современного художественного портрета? Этот вопрос так или иначе возникал у каждого, кто имеет непосредственное или косвенное отношение к данной предметной области. Мы сами делаем свой выбор, определяем что важно, а что несущественно. Для каждого и истина будет своей. Но стоит ли так бездумно поддаваться всеобщей моде и принимать её посылы с наивностью ребёнка без анализа и осмысления?

Очень хороший повод задуматься…

* Авторы фотографий: Glafira Kovaleva (publila), Анна Cladonia (cladoniaa), Алина Лебедева (linka_lebedeva), Анна Журавлёва (anka_zhuravleva), Анна Рожецкая (anndrogyn), Арсений Семёнов (wwwest),Виктория Кузнецова (soaring_ru), Дарья Дым-Елисеева (doomchataya), Дмитрий Булгаков (bulart), Егор Шаповалов (nils22), Екатерина Григорьева (nemo_et_nihil), Максмм Кривошеев (maxttl), Мария Доменеч (maria_ego), Нина Ай-Артян (___nina___), Ольга Коффыч (koffka_), Сергей Сараханов (endless_stigma), Ульф Хедхинн (ru_portrait), фотограф под ником foxline (foxline), Юрий Курносов (kurnosoff).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 229 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →