aa_stepanov (aa_stepanov) wrote in prophotos_ru,
aa_stepanov
aa_stepanov
prophotos_ru

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Почему фотографы-одиночки обречены на вымирание?


Не все участники рынка фотографии одинаково конкурентоспособны. Что же помимо мастерства фотографа ещё играет роль в успешности? Давайте разберёмся.

Если как следует разобрать работу профессионального фотографа, помимо квалификации, с определенной точки зрения, весьма важными факторами являются сотрудники и оборудование. С оборудованием всё просто – его можно просто купить. А вот организовать работу – другой вопрос. Итак, с точки зрения организации труда в России встречаются 4 варианта:

  1. Студии с полным штатом (менеджер, фотографы, ретушеры).
  2. Неполная студия: фотограф + менеджер.
  3. Неполная студия: фотограф + ретушер.
  4. Фотографы, работающие в одиночку.

В фотосессии основной движущей силой является фотограф. Это весьма спорно в современных реалиях, но так уж сложилось. Работа фотографа является ключевой по ряду причин. Как минимум, благодаря тому, что формирование самой картинки составляет нетривиальную задачу, не имеющую однозначного алгоритма решения (см. к примеру, блог Полубояринова: http://halfmax.livejournal.com/205999.html). В отличие, к примеру, от менеджеров и ретушеров, «производство» которых вполне можно поставить «на поток» (кстати, есть ли где-то регулярные курсы повышения квалификации для менеджеров фотостудий?.. Если нет – пора создавать :) )

В студиях с полным штатом присутствует полноценное разделение труда, что позволяет каждому специализироваться на решении своих задач и, соответственно, выдавать результат максимально возможного качества. По крайней мере, в теории.

При работе команды формата "фотограф + ретушер" фотографу приходится брать на себя организацию съёмок и переговоры с клиентами. Нередко такие «связки» работают вполне успешно, однако требуют от фотографа ряда не столько особых умений и навыков, сколько склонности к упорядочиванию окружающей среды и общительности. Фотографы-тусовщики с отличным портфолио и посаженной печенью – это предельный случай таких людей. Знакомо?..

В случае работы формата «фотограф + менеджер» функции ретушера приходится либо брать на себя фотографу, либо отдавать кому-то на аутсорсинг, например, фрилансерам или штатным ретушерам журналов, работающим сверухрочно по вечерам. Причём краткий обзор рынка показал, что существенное количество фотографов (приблизительно 60%) обрабатывают свои фотографии сами. От жадности ли, или же от отчаяния после долгих поисков подходящего ретушера – не могу сказать. Тем не менее, это чревато как минимум тремя составными частями марксизма негативными последствиями для них:

  1. Качественная ретушь требует от исполнителя в первую очередь, высокой усидчивости и педантичности. Что для большинства наших коллег – творческих, общительных и разносторонне развитых людей –  в принципе явление нехарактерное.
  2. Качественная ретушь требует больших затрат времени, а стоит относительно труда фотографа дёшевле. То есть, если фотограф вместо своей прямой высококвалифицированной работы начинает заниматься вспомогательными задачами в ущерб основной деятельности, он теряет деньги. День работы хорошего ретушера на аутсорсинге стоит определенную сумму. День работы фотографа хорошей квалификации может стоить в разы больше. «Почувствуйте разницу», как говорится в старой рекламе. Или, если угодно, «Если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха».
  3. Наконец, чуть менее очевидное следствие из первого и второго пунктов - потеря рынка. Зарабатывая меньше тех, кто специализируется только на фотосъёмке, и медленнее (из-за меньшего количества выполненных заказов) нарабатывая квалификацию, такие фотографы раньше или позже придут к тому, что окажутся в более низком сегменте, чем те, кто пошёл на работу с разделением труда - без разницы, наймом ли своего ретушера, или использованием аутсорсинга.

Наконец, фотографы, работающие в одиночку. Здесь, по большому счёту, работает всё, что изложено выше в отношении тандема «фотограф + менеджер», и дополнительно растут требования к личным качествам фотографа, описанном выше в части о тандеме «фотограф + ретушер». Что делает вероятность существенного рыночного успеха одиночек исчезающе малой.

Отсюда следует: чтобы быть гарантированно конкурентоспособным на рынке профессиональной фотографии, фотографу требуется студия - как команда разных профессионалов. Однако организация студии с полным коллективом требует хороших управленческих если не склонностей, то хотя бы навыков. А что делать тем, кто такими навыками не обладает?

Тут только два варианта: или учиться (если есть желание и склонности), или брать партнёра, обладающего управленческими талантами, и делать совместный бизнес. Или – пользоваться аутсорсингом. По крайней мере, в области фоторетуши и постобработки.

Рискну предположить, что когда число полноформатных студий в Москве с действительно высокой квалификацией фотографов перевалит за 50 (точная цифра обсуждаема, и лежит, на мой взгляд, в диапазоне 40-70 студий), выход каждой новой студии в этот сегмент рынка будет автоматически «закрывать» 3-4 студии  из более низкого сегмента (как раз в силу существенной разницы в производительности труда специализированного коллектива по сравнению с универсалами «человек-оркестр»). Среднее качество фотоуслуг по рынку при этом будет расти, а издержки, что характерно, останутся на прежнем уровне или даже снизятся. В качестве примера можно вспомнить сетевые супермаркеты, сетевые же магазины бытовой техники и сотовой связи.

Можно, кстати, привести и известную историческую аналогию про средневековых рыцарей и пехоту тех же времён. Долгое время именно рыцари были основной ударной силой армии. Долгие годы подготовки, дорогостоящие конь, латы и вооружение… И их таланты позволяли побеждать ровно до тех времён, пока не появилось управление боем. Пехота стала за счёт специализации родов войск куда более сильной. А рыцари так и не смогли перестроиться и воевали не сомкнутым строем, а каждый сам по себе. Вот и стоят теперь они только по музеям, и то в виде лат…

 

PS: Следует добавить, что рост числа полноформатных студий станет существенным барьером для вхождения на рынок новых игроков и, автоматически, задержит новичков в нижнем сегменте рынка не на год-два, как сейчас, а на 5-6-7 лет и более. А это означает, что нынешние участники рынка будут зарабатывать стабильно и долго.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments