?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Почему фотографы-одиночки обречены на вымирание?
photo_vs
aa_stepanov wrote in prophotos_ru

Не все участники рынка фотографии одинаково конкурентоспособны. Что же помимо мастерства фотографа ещё играет роль в успешности? Давайте разберёмся.

Если как следует разобрать работу профессионального фотографа, помимо квалификации, с определенной точки зрения, весьма важными факторами являются сотрудники и оборудование. С оборудованием всё просто – его можно просто купить. А вот организовать работу – другой вопрос. Итак, с точки зрения организации труда в России встречаются 4 варианта:

  1. Студии с полным штатом (менеджер, фотографы, ретушеры).
  2. Неполная студия: фотограф + менеджер.
  3. Неполная студия: фотограф + ретушер.
  4. Фотографы, работающие в одиночку.

В фотосессии основной движущей силой является фотограф. Это весьма спорно в современных реалиях, но так уж сложилось. Работа фотографа является ключевой по ряду причин. Как минимум, благодаря тому, что формирование самой картинки составляет нетривиальную задачу, не имеющую однозначного алгоритма решения (см. к примеру, блог Полубояринова: http://halfmax.livejournal.com/205999.html). В отличие, к примеру, от менеджеров и ретушеров, «производство» которых вполне можно поставить «на поток» (кстати, есть ли где-то регулярные курсы повышения квалификации для менеджеров фотостудий?.. Если нет – пора создавать :) )

В студиях с полным штатом присутствует полноценное разделение труда, что позволяет каждому специализироваться на решении своих задач и, соответственно, выдавать результат максимально возможного качества. По крайней мере, в теории.

При работе команды формата "фотограф + ретушер" фотографу приходится брать на себя организацию съёмок и переговоры с клиентами. Нередко такие «связки» работают вполне успешно, однако требуют от фотографа ряда не столько особых умений и навыков, сколько склонности к упорядочиванию окружающей среды и общительности. Фотографы-тусовщики с отличным портфолио и посаженной печенью – это предельный случай таких людей. Знакомо?..

В случае работы формата «фотограф + менеджер» функции ретушера приходится либо брать на себя фотографу, либо отдавать кому-то на аутсорсинг, например, фрилансерам или штатным ретушерам журналов, работающим сверухрочно по вечерам. Причём краткий обзор рынка показал, что существенное количество фотографов (приблизительно 60%) обрабатывают свои фотографии сами. От жадности ли, или же от отчаяния после долгих поисков подходящего ретушера – не могу сказать. Тем не менее, это чревато как минимум тремя составными частями марксизма негативными последствиями для них:

  1. Качественная ретушь требует от исполнителя в первую очередь, высокой усидчивости и педантичности. Что для большинства наших коллег – творческих, общительных и разносторонне развитых людей –  в принципе явление нехарактерное.
  2. Качественная ретушь требует больших затрат времени, а стоит относительно труда фотографа дёшевле. То есть, если фотограф вместо своей прямой высококвалифицированной работы начинает заниматься вспомогательными задачами в ущерб основной деятельности, он теряет деньги. День работы хорошего ретушера на аутсорсинге стоит определенную сумму. День работы фотографа хорошей квалификации может стоить в разы больше. «Почувствуйте разницу», как говорится в старой рекламе. Или, если угодно, «Если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха».
  3. Наконец, чуть менее очевидное следствие из первого и второго пунктов - потеря рынка. Зарабатывая меньше тех, кто специализируется только на фотосъёмке, и медленнее (из-за меньшего количества выполненных заказов) нарабатывая квалификацию, такие фотографы раньше или позже придут к тому, что окажутся в более низком сегменте, чем те, кто пошёл на работу с разделением труда - без разницы, наймом ли своего ретушера, или использованием аутсорсинга.

Наконец, фотографы, работающие в одиночку. Здесь, по большому счёту, работает всё, что изложено выше в отношении тандема «фотограф + менеджер», и дополнительно растут требования к личным качествам фотографа, описанном выше в части о тандеме «фотограф + ретушер». Что делает вероятность существенного рыночного успеха одиночек исчезающе малой.

Отсюда следует: чтобы быть гарантированно конкурентоспособным на рынке профессиональной фотографии, фотографу требуется студия - как команда разных профессионалов. Однако организация студии с полным коллективом требует хороших управленческих если не склонностей, то хотя бы навыков. А что делать тем, кто такими навыками не обладает?

Тут только два варианта: или учиться (если есть желание и склонности), или брать партнёра, обладающего управленческими талантами, и делать совместный бизнес. Или – пользоваться аутсорсингом. По крайней мере, в области фоторетуши и постобработки.

Рискну предположить, что когда число полноформатных студий в Москве с действительно высокой квалификацией фотографов перевалит за 50 (точная цифра обсуждаема, и лежит, на мой взгляд, в диапазоне 40-70 студий), выход каждой новой студии в этот сегмент рынка будет автоматически «закрывать» 3-4 студии  из более низкого сегмента (как раз в силу существенной разницы в производительности труда специализированного коллектива по сравнению с универсалами «человек-оркестр»). Среднее качество фотоуслуг по рынку при этом будет расти, а издержки, что характерно, останутся на прежнем уровне или даже снизятся. В качестве примера можно вспомнить сетевые супермаркеты, сетевые же магазины бытовой техники и сотовой связи.

Можно, кстати, привести и известную историческую аналогию про средневековых рыцарей и пехоту тех же времён. Долгое время именно рыцари были основной ударной силой армии. Долгие годы подготовки, дорогостоящие конь, латы и вооружение… И их таланты позволяли побеждать ровно до тех времён, пока не появилось управление боем. Пехота стала за счёт специализации родов войск куда более сильной. А рыцари так и не смогли перестроиться и воевали не сомкнутым строем, а каждый сам по себе. Вот и стоят теперь они только по музеям, и то в виде лат…

 

PS: Следует добавить, что рост числа полноформатных студий станет существенным барьером для вхождения на рынок новых игроков и, автоматически, задержит новичков в нижнем сегменте рынка не на год-два, как сейчас, а на 5-6-7 лет и более. А это означает, что нынешние участники рынка будут зарабатывать стабильно и долго.



  • 1
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Один маленький вопрос: если рассматривать студию "с полным штатом", то какой процент от получаемых с клиента денег будет получать фотограф, какой процент ретушёр, и сколько будет оставаться на менеджеров и различные затраты студии?

Ну т.е. понятно, что всё индивидуально, но мне просто интересно, уж коли подняли тему, при каких соотношениях фотографу по-вашему будет всё ещё выгодно делиться доходами с целым штатом менеджеров и ретушёров, а при каких он может смело валить, дабы работать исключительно на себя и на своё имя, а не на студию.

Я не очень знаю, как сюда положить эксель с расчётами :)

Но, на пальцах попробую показать.

Зарплата хорошего ретушера на полный день - 1500 долларов/мес.
Зарплата толкового менеджера - 2000-3000 долларов/мес.

Теперь - сколько стоит Ваш день съёмок?
Если 500 долларов - Вам выгодно брать людей, если Вы без них потеряете 7 дней съёмок. Возможно, в Вашем случае, будет проще работать в одиночку.

А если Ваш день стоит 1000 долларов, то эквивалент потерь - 3-4 дня.

Соотношение, соответственно, при приемлемой загрузке фотографа:
Занято 15 дней /мес (из 22 рабочих)
Доход студии - 15 тысяч.
Из них - 10% ретушеру.
20% - менеджеру/продюсеру.
70% - фотографу.

Ключевой вопрос выгоды - это цена рабочего времени фотографа.

(Удалённый комментарий)

раскрутка инвестора :)

:))

А здесь много инвесторов? :) Кого я тут на что "раскручиваю"?

Вообще говоря, у меня нет фотостудии, и я не планирую открывать оную в ближайшие годы. У меня совершенно другая работа, связанная с фотографией, но не относящаяся к ней напрямую.

Сколько лет работаю в студии , первый раз слышу должность в студии менеджер, нет такой должности в большом рекламном фотопродакшне - это называется продюсер.
Сегодня выживут только большие студии с большим штатом, где есть проф фотограф и проф дизайнерский отдел начиная от 3Д и заканчивая ретушью.
Немаловажно расположение студии и как она выглядит, у фотографов одиночек студии находятся в квартирах жилых домов серьезный клиент к примеру моб. оператор Билайн и т.д. никогда не пойдет в такую студию, студия должна быть большой просторной и находится в соответствующем помещении.
Итог, на боьшой серьезный проект клиент хочет получить полный сервис, это;
_ Проведение живого кастинга моделей
_ Стилист с выбором вариантов одежды
_ Подбор локаций
_ Визажист
_ Арт директор, это реквизит и заполнение кадра
_ Дизайнер
_ Асистент фотографа
_ Питание на сьемочной площадке
_ И сам фотограф
_ Бухгалтерия
_ Юрист
Ну разве один человек потянет ? А представьте в большой студии такие проекты через день. или два проекта в один день.

Да, благодатная почва подискутировать :)
В статье ни слова нет о сегменте рынка! Вот у вас понятно - крупный клиент "Билайн". Согласен, такого рода проекты вытянуть одному крайне сложно. А давайте поговорим о свадебной съемке. Будет ли ваша фраза актуальной? "Сегодня выживут только большие студии..."

p.s. если правильно понял, то в понятие студия, автор вкладывает не помещение, а штат работников.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Заголовок громкий, а вот содержание...
Эмоций много (посаженая печень, высокая усидчивость и педантичность нехарактерна фотографам и т.п.), а хотелось бы фактов :)
Дополню вопрос kularion в части дохода. Готов ли автор для наглядности представить следующие цифры:
1. Студии с полным штатом (менеджер, фотографы, ретушеры) = средний доход (% фотографа, % ретушера, % менеджера)
2. Неполная студия: фотограф + менеджер = средний доход (% фотографа, % менеджера)
3. Неполная студия: фотограф + ретушер = средний доход (% фотографа, % ретушера)
4. Фотографы, работающие в одиночку = средний доход
Ведь именно из-за дохода следует применить подобную схему бизнеса? И какова основная причина для клиента обращаться именно в "студии"?


вопрос цены потерь

Сколько дней фотосъёмки теряется на непрофильные виды работы?

Вот - главный вопрос. Если у фотографа 3 съёмки в месяц, там вообще не нужен штат. А если может быть 30, а есть только 10, из-за того, что остальное время уходит на вспомогательные работы?

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Ой, сдается мне, что вы несколько поторопились с выводом о предстоящем росте числа похоронок в адрес фотографов-одиночек. Мне представляется, что у этих ребят довольно стабильная (а, возможно, даже растущая) целевая аудитория. Особенно, если речь вести не о столице с ее почти безумными зарплатами и высочайшими доходами фотографов, а о провинции (и, тем более, о глубинке), где рулят и еще долго будут рулить именно одиночки. В качестве примера могу сослаться на Самару, которая, между прочим, входит в десятку крупнейших мегаполисов страны. Так вот, в этой губернской столице практически и нет студий с полным штатом. Если следовать вашей классификации, то погоду в этом городе делают неполные студии (с ретушерами в основном из родственников) и фотографы-одиночки (частенько именуемые бомбилами), работающие в основном на свадьбах, юбилеях, корпоративах. Они успешно конкурируют с очень немногочисленными "студиями" (при СМИ и некоторых др. конторах). И, замечу, что речь идет не о внеценовой конкуренции с ее имиджами, престижами, брендами, репутациями и понтами*, а именно о ценовом соперничестве. Не надо забывать, что провинция в отечестве нашем бедна, огромные массы населения либо нищенствуют, либо живут, считая чуть ли не каждую копейку. Эти люди иногда пользуются услугами фотографов (скажем, в день торжеств), но это именно "фотографы, работающие в одиночку" и берущие не столько качеством, сколько вменяемыми ценами. Даже организации и частные компании нередко предпочитают тарифы одиночек (корпоративы, создание каталогов, фэшн-съемки и пр.) - здесь не надо забывать, что региональный "олигарх" весьма жлоблив и, порой, готов за доллар удавиться.
Думаю, что сия фрагментарная картинка характерна для большинства российских городов и весей.

*Вычитал где-то в инете: "Если бы понты могли светиться, то в Москве наступили бы белые ночи".

а при чём тут регионы?

В большинстве регионов "хорошая" фотография стоит 500-1000 рублей вместе с обработкой. Макияж модели - self-made. Световое оборудование почти отсутствует. Это - вообще не производство, а кустарная работа.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

Чисто теория

(Анонимно)
Вы там видимо из столицы?
Живёте как в аквариуме с розовой водой.

Акснись!
в провинции свадьба стоит 7-10 тыщ работы полный день фотографа. При недетской конкуренции, при "низком" культурном социуме (когда отщёлкает либо профессионал, либо бомбила, либо студент, на что -?) - нет разницы клиенту, выбирают 80% - что подешевле.
Давай заводить аренду фотостудии, ретушёров и прочее - чтобы минимум дошёл до московских 15-20 тыщ - и тогда точно - останешься без работы и вымрешь.

Речь о найме на работу ретушёра и прочую .....обслугу... стоит вести тогда, когда свадеб - 3 в неделю при несреднем бюджете.

PS Интересно, а Ласло, Ноздрин, Новожилов и пр. сами ретушируют??? Или у них такие ретушёры, которые обречены работать всю жизнь только на них??? Т.е. мастерклассы свои они дают, отбирая работу у своих ретушёров???

Короче - статья:
- либо провокация
- либо чистая теория, построенная на подростковом максимализме
- либо просто фуфло

Re: Чисто теория

А Вы сами откуда будете? И как Вы фотографируете?

В немалом числе провинций день работы 1-2-3 лучших по местным меркам фотографов стоит те самые 15-20 тысяч. Но, конечно, только у этих нескольких людей. Остальные - согласен, обречены на 7 тысяч. И менее.

НО!

Если эти самые люди будут, вместо того, чтобы повышать свой уровень и вырастать в те самые "лучшие" будут заниматься от бедности всем сами - не вырастут никогда.

Есть еще один момент в фотожизни провинции. Можно пригласить на мероприятие одиночку, бомбилу, за, скажем 5-7 т.р. (речь идет о провинции). Но если он снимает и выдает результат (в виде малообработанных файлов на болванке) не лучше чем родственник или друг с младшей зеркалкой, то нафига вообще кому-то платить? Плюс есть еще увлеченные любители которые большинство "профессиональных бомбил" оставят позади благодаря умению и технике (ибо любители - ничего на хобби не жалко), за относительно небольшую оплату с отличным результатом. Вот и получается что одиночка не из вершины пирамиды много денег не заработает без насточивого пробивного желания учиться и фото, и маркетингу. Видел таких - которые на мыльницы видео/фото снимают, и большего им не надо, ибо платят маленько, на хлеб хватает. Таких даже Еврофотосеть к себе не возьмет ассистнтами фотографа :).

Не знаю, как в двух столицах, и в других местах необъятной, но в третьем по численности населения городе, за те деньги, которые предлагают иные успешные, по местным меркам, фотографы-свадебщики способны работать только роботы и китайцы. Семь сотен снимков, за семь штук как Вам? Через сколько лет такой ретушер, купит свой первый IPS монитор? Вот и не знаешь смеяться или что.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Большой и достаточно конструктивный текст. Есть проблемы с тем, что автор знаком с процессом работы фотографа издалека, но в целом анализ грамотный и тенденции подмечено верно. Есть несколько особенностей, которые автор не учитывает, а они важны и многое меняют.

1)Мы живем в стране где рыночные механизмы не работают даже в чисто экономических отраслях (слишком велико влияние побочных факторов, как то: коррупция, семейственность, недоверие к власти и ее институтам и многое другое). В любых отраслях, где результат невозможно четко формализовать, они будут работать еще в меньшей степени.
2)Принцип работы фотографа в нашей стране в том, что заказчик, часто не имеет возможности сравнить, не умеет, не понимает какого качеству работу ему продали, обманули его или нет. Критерии размыты. В большинстве случаев все строится на харизме фотографа - главное убедить, что ты сделал хорошую работу.
3)Работа фотографа во многих отраслях (особенно в том, что касается фешн и рекламной фотографии) завязана на откаты, личные знакомства, успешность в тусовке, которые влияют в разы сильнее чем политика ценообразования или качество работы.
4)Качество (не техническое, а художественное) работы фотографа, его умение мыслить не стандартно, образно и красиво - тоже хотя и незначительно (пока) но влияет на процесс. Влияет нелинейно по отношению к стоимости и сложно считается.

Есть еще много что, но это скорее в другом месте, слишком серьезный разговор. Подводя итог: Грамотный маркетинговый анализ развития рынка фотографии в России абсолютно необходим и спасибо автору за бесплатно проделанную работу (мне она не кажется заказной) но услуги фотографа продаются чуть иначе, чем сами фотоаппараты и телефоны, и конечно это надо учитывать.
Спасибо еще раз.


пожалуйста

Я рад, что Вам понравилось.

На самом деле, я прекрасно знаю, что факторов конкурентоспособности куда больше. В статье я многое упростил. Ограничился только политикой по персоналу, по сути. Не влезло остальное - слишком много получается букв. Никто не осилит.

С удовольствием продолжу разговор в другом месте. В личной переписке, лицом к лицу за кофе, или как-то ещё. Может быть, напишу и о других аспектах. Другую статью.

Я по др.сторону баррикад, пишу как среднестатистический клиент, который хочет получить хорошие снимки за меньшие деньги. И мне все равно кто и как их сделает красивыми. Соответсвенно при одинаковом качестве работы мне выгоднее нанять одиночку из-за низких расценок. Кстати, часто студии не соглашаются работать менее чем 3-4 часа. Столкнулась с этим, когда хотела сделать 10-15 снимков своего ребенка. А это уже др. расценки, не говоря о том, что не каждый малыш столько выдержит. Поэтому и тут я обращусь к услугам одиночки.


Вот вот! И я об этом (выше) написал. Цена и исполнитель (фотограф) вот что в приоритете!
В работе прежде всего надо отталкиваться от желаний потребителя, а уж потом тешить свое самолюбие организуя студии и становясь "большим" начальником :)

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
чем, в таком случае, отличается съемка у студии,они г.. сделать не могут?

Полноформатных студий нет и не будет, фотографы одиночки всегда были и будут.
К сожалению Вы видимо совершенно не в курсе нынешнего состояния дел в фотобизнесе.
Почитайте хотя бы отчеты того же многоуважаемого kiki_ua и вам многое станет понятно.
Почитайте блог госпожи Волковой из адвертфото. И не вводите новичков в заблуждение.
Одиночки в общем-то и выживают и тянут за собой и ретушеров и ассистентов и всех остальных, про кого вы почему-то забыли упомянуть. Тот же фотограф-одиночка в зависимости от бюджета может работать и один и в команде и с продакшен-компанией и с зарубежным постом и вообще как угодно, зачем всех подравнивать под какие-то несуществующие тандемы? Того что вы описываете просто нет на рынке.

если на клетке с львом написано "Заяц", не верь глазам с

А что мне делать, если я таки вижу эти студии? Если я вижу, как успешные фотографы собирают команды, потому что понимают важность разделения труда? Если я вижу, как растёт и организуется рынок аутсорсинга в постпродакшене? Если я вижу, как средние фотостудии опережают по оборотам очень талантливых одиночек?

Как мне относиться в Вашему комментарию? Как к тому, что мне пора менять глаза?..


  • 1