prophotos_live (prophotos_live) wrote in prophotos_ru,
prophotos_live
prophotos_live
prophotos_ru

Category:

Спецэффекты из чего угодно

«ПРОЕКТ NIKONPRO»

Профессионал портретной и fashion фотографии, амбассадор Nikon Олег Зотов рассказывает о простых и доступных творческих приёмах, с помощью которых даже начинающий фотограф может сделать свою съёмку интереснее.



ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОТОГРАФА — НЕ ТОЛЬКО КАМЕРА

Фотографу на каждой съёмке хочется получать интересные картинки, непохожие на предыдущие. Самый простой способ решить эту задачу — покупка новой аппаратуры: камеры, объектива, света. Действительно, в новинках больше пикселей, лучше качество изображения, современные функции. Но при одном и том же подходе к процессу ничего принципиально нового не получишь; даже необычные локации — у моря, в горах, в городах — быстро наскучат. Простая перемена мест изменит лишь фон, но не суть кадра.

Куда больше дадут различные идеи и приёмы, с помощью которых снимки можно сделать по-настоящему интересными. И как только фотограф это осознаёт, он становится похож на фокусника с целой сумкой сюрпризов. Чем больше инструментов — тем больше возможностей. Но применять их нужно умело, в дозированном объёме. На этот счёт у меня есть забавная история: как-то раз я повесил в Инстаграм снимок вратаря Малафеева, и кто-то в комментариях написал, что в нём нет ничего сверхъестественного, «всего один стрип, диафрагма 11 — и что, это всё?». Но кто сказал, что красивое должно быть обязательно мудрёным? Все эти архисложные приёмы ради приёмов лишь показывают, как крут фотограф, не меняя сути изображения.

Принцип золотой середины и лаконичность — вот что работает во все времена. Но, безусловно, интересные приёмы и различные технические хитрости также необходимы: это творчество, без которого невозможно расти и развиваться фотографу. Все эти уловки можно поделить на две большие категории. В первую входит то, что связано со светом: для фотографа всё, что светит или отражает, представляет профессиональный интерес. Сюда можно включить всевозможные лампы, фонарики, светоотражатели, спецэффекты с использованием муки, пыли, воды. Вторая категория — это вещи, о которых, как ни странно, современные фотографы частенько забывают, хотя раньше они были очень популярны: светофильтры. С них и начнём.

СВЕТОФИЛЬТРЫ И МАСКИ

Светофильтры — это не только специальные стекла, но и вообще всё, что можно нацепить на объектив. Например, это могут быть веточки или ниточки, а раньше в качестве такого фильтра использовали… женские чулки. Например, чёрные колготки позволяют получить красивое размытое изображение. Представим ситуацию: нам надо снять женщину в возрасте, у которой на лице морщинки, но мы совершенно не хотим их подчеркивать. Тогда просто натягиваем на объектив этот чёрный чулок — и он даёт красивый блёр, эффектное размытие. Если мы снимаем в высоком ключе, где все светлое, засвеченное — почему бы не надеть белый чулок, чтобы он уводил всю картинку в совершенно эфемерный белый цвет?

Идём дальше. Нам доступны всевозможные маски — это то, что можно поставить между источником света и объектом съёмки. Что тут можно придумать? Мы ограничены лишь нашей фантазией. Например, можно светить через глянцевую фольгу, получая очень красивый эффект воды — как будто солнце светит на волны и движение бликов отражается на объектах в кадре.


NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 400, F11, 1/160 с, 62.0 мм экв., 1.0 МБ


Те, кто был на моих мастер-классах, уже видели очень простое приспособление — большой лист чёрного пенокартона, в котором я прорезал множество отверстий самых разных форм. Как раз такая штука на языке фотографов и называется «маска». Её можно сделать самому за несколько минут из чего угодно: из ткани, картона, фанеры, бумаги. Форма отверстий тоже может быть любая: полоски, кружочки, да хоть квадраты. Мой вариант очень похож на листву — так солнце светит через кроны деревьев.



Я использовал в качестве маски даже реечное днище кровати. Как это работает? Можно через маску осветить вспышкой модель и спроецировать на неё масочный рисунок. Можно направить через маску фоновый свет, и однообразный фон станет интереснее.



Теперь про самые основные фильтры. Например, поляризационный фильтр совершенно необходим, когда нужно «проявить» небо, сделать его ярким и чистым, убрать дымку, какая бывает в воздухе над летней Москвой. Ещё он поможет, когда нужно избавиться от бликов и отражений на глянцевых поверхностях. Существует правило: полярик убирает марево в воздухе, если солнце расположено под углом 90 градусов к объекту съёмки.



Ещё один совершенно необходимый фильтр, про который фотографы часто забывают — серый. А ведь он позволяет многократно увеличивать выдержку! В моей недавней поездке в Грецию я снимал камушки в набегающих волнах. Когда необходимо показать движение и «смазать» воду, обычно выбирают длинную выдержку, однако яркое дневное солнце мешает этому. Решить проблему помогают серые фильтры: они отсекают часть света.


NIKON D810 УСТАНОВКИ: F22, 10 с, 200.0 мм экв., 1.0 МБ

Если мечтаете поснимать пустую Москву — поставьте камеру на штатив и сделайте выдержку минут в пять; тогда все статичные объекты в кадре останутся, а люди и машины исчезнут. И для этого нужно использовать серый фильтр — иначе никаких пяти минут выдержки не выйдет. Этим приёмом часто пользуются при съёмке архитектуры.

Простым, но результативным фильтром станет обычная стекляшка, измазанная вазелином или жирным кремом — она даст интересный эффект софт-фокуса. Цветные (творческие) фильтры — тоже полезная штука. Например, вы снимаете модель на улице со вспышкой, выставляете баланс белого модели в ноль и надеваете фильтр. Синий сделает окружающее пространство холодным, жёлтый — тёплым, при этом цвет модели останется естественным.

Мода, как известно, циклична — и фотография не исключение. Сейчас модно снимать, освещая модель лампами с цветными светофильтрами. Я же использовал этот приём в 90-х годах; у меня даже слайды сохранились. В то время я и мои коллеги по цеху днём с огнём не могли найти такие фильтры; приходилось экспериментировать. И вот мода на подобную съёмку снова вернулась. Забавно, ведь мне не так уж много лет, а тенденции начинают повторяться, причём некоторые на моей памяти уже по третьему разу. Выходит, я могу предсказать, что окажется в тренде в дальнейшем.

СВЕТ

Один из простейших приёмов, который я показываю на мастер-классах — это световая кисть. Она доступна абсолютно каждому фотографу, ведь, по сути, это обычный фонарик. Использование световой кисти — очень красивый приём, который можно использовать бесконечно и каждый раз получать разный результат.


NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 47 с, 105.0 мм экв., 1.0 МБ


Интересных эффектов можно пробовать добиться разными способами, ведь чтобы «проявить» свет в кадре, существует множество вариантов. Например, подбрасывание мелкодисперсных веществ. Так, на моем мастер-классе и на одном из уроков онлайн-школы мы подбрасывали муку — получались совершенно фантастические кадры.


NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 400, F11, 1/160 с, 92.0 мм экв., 2.0 МБ

А главное, этот эффект доступен фотографу с любым бюджетом. Подбрасывать можно что угодно: листья, блестки, пудру. Сейчас очень модными стали краски индийского праздника Холи; я как-то использовал обычную пыль при съёмке на природе. Также эффектно выглядит в кадре дым: сквозь него очень красиво проходят лучи света. На уроках я показывал пример съёмки образа рок-звезды с использованием дым-машины. А ведь так же можно использовать электронную сигарету или дымовую шашку. Только в последнем случае обязательно соблюдайте технику безопасности.



И даже длинная выдержка — это тоже своеобразный приём. Он доступен каждому и в некоторых ситуациях очень эффективен: вспомните, например, знаменитое фото с Усэйном Болтом с олимпиады в Рио, снятое на выдержке 1/40, где он вырывается вперёд соперников!

Чтобы оценить эффективность приёма, есть смысл сразу проанализировать отснятый материал. Зачастую в удачный творческий эффект можно обратить то, что многие сочтут не подходящими условиями для съёмки. Так, среди фотографов, особенно начинающих, нередко заблуждение, что нельзя снимать против света. Однако в Греции я снимал кайтсерферов в контровом свете. Можно, конечно, было отправить кого-то стоять со вспышкой по шею в море или переживать, что мне не хватает фокусного расстояния для крупных планов. А можно выбрать выдержку покороче, такую, чтобы она превращала брызги в стекло — скажем, 1/3000. Фигуры кайтеров будут совсем чёрными, а контровой солнечный свет отлично обрисует силуэты, что очень красиво. Таким образом, недостаток превращается в эффектный творческий приём. Пользуйтесь этим.



Современные камеры позволяют делать совершенно невероятные вещи. Я снимаю на Nikon D810 и не обрабатываю снимки в компьютерных программах. Камера позволяет заранее выставлять нужные параметры съёмки и настройки яркости, контраста, насыщенности. Таким образом, нет необходимости дорабатывать фотографии на компьютере; я сразу на месте получаю JPEG потрясающего качества.

ПРИЁМЫ-МОВЕТОНЫ

Есть и такие. Очень устаёшь, например, от вариаций на тему мокрых волос, когда модель мотает ими в кадре. Или «инстаграмное» выпячивание губ уточкой. Понятно, что совсем избежать кадров в стиле «солнце на ладошке» или «подпирание Пизанской башни» вряд ли удастся, но и вторить этому массовому сумасшествию не стоит.

РАБОТА С МОДЕЛЬЮ

Когда вы работаете с моделью, тем более не очень опытной, главное — ничего не усложнять. Успокойте человека, попросите, чтобы он просто посмотрел в объектив. Например, известный фотограф Питер Линдберг в своих работах исповедует идею, что глаза — зеркало души. Его модели на снимках не принимают сложных поз; только прямой спокойный взгляд, иногда направленный чуть в сторону. Поверьте, портрет c минимальным позированием под силу снять любому фотографу.

Распланировать съёмку заранее, до того, как окажешься на месте и увидишь модель, вряд ли получится. Только на месте начинается нормальная работа фотографа: смотрим, как падает свет, откуда он идёт, есть ли окна, двери, жалюзи. Дальше исследуем фон — часто модели в одежде из каталогов хорошо смотрятся именно на фоне старых стен. Если предполагается работа со своим светом, необходимо изучить, как его расположить в доступном пространстве. Есть интересная геометрия — считай, повезло: ритм завораживает зрителя и только фотограф управляет композицией собственного кадра. Исходя из увиденного, решаем, будем ли мы снимать лицо модели, поясной портрет или в полный рост.

В момент съёмки надо обращать внимание на всё. Всегда помните: как бы вы ни сняли, всегда можно снять лучше. Я всегда держу это в уме: да, я далеко продвинулся в искусстве фотографии, но это не имеет большого значения. Я могу сделать лучше.

Автор: Олег Зотов

Один из ведущих фэшн-фотографов России представляет в команде амбассадоров Nikon фэшн и глянцевую фотографию. Его работы можно увидеть на страницах и обложках Men's Health, Playboy, Women's Health, ELLE, Vogue, Hello, Allure, Danza, Psychologies, YogaJournal, Cosmopolitan и многих других. В портфолио Олега — более двух десятков обложек самого продаваемого в мире мужского журнала MAXIM. Олег снимал практически всех звёзд российского шоу-бизнеса и множество зарубежных знаменитостей: Меган Фокс, Джона Малковича, Орнеллу Мути, Монсеррат Кабалье, Антонио Бандераса, Халка, Альберту Феретти, Веру Брежневу, Оксану Акиньшину, Аллу Пугачёву, Анну Семенович, Лизу Боярскую, Данилу Козловского и многих других. Олег Зотов много работал с бизнесменами и политиками, звёздами спорта и олимпийскими чемпионами. В его объективе побывали Владимир Путин, Дональд Трамп, Николай Валуев, Евгений Плющенко. Именно Зотов является автором портрета Валуева, бреющегося топором. Олег считает, что настоящий фотограф должен уметь создавать портреты без Photoshop и подобных компьютерных программ.

Подробнее об Олеге Зотове можно прочитать на сайте NikonPro.ru


Tags: nikon, как это снято?, я — фотограф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments