Сирин (melkore) wrote in prophotos_ru,
Сирин
melkore
prophotos_ru

Что делает Андреас Гурски, и почему его фотографии такие дорогие



В странах западной Европы и Северной Америки живёт 1.2 миллиарда человек. Каждый день эти два континента сжигают около миллиона галлонов бензина, каждый день совершается 30000 авиаперелётов на 25 миллионов миль, каждый день происходит биржевых транзакций на 4 триллиона долларов, транспортируется 30 миллионов контейнеров груза, печатается 400 миллионов новых газет, делается 5 миллиардов телефонных звонков.

Это — западная цивилизация. Именно это изображает Гурски.

Гурски — художник из первого поколения Дюссельдорфской школы фотографии — фотографов, учившихся под началом супружеской четы Бехеров, благодаря которым фотография в принципе вышла за рамки журналистики и коммерции, и начала делать что-то совершенно своё в мире искусства. В общем-то, Дюссельдорфская школа дала нам первый, главный и единственный канон европейской художественной фотографии — не той, которая на стоках, или в спальнях, или в журналах, а той, которая в музеях. Для этой фотографии с самого начала были и совершенно другие требования качества, и совершенно другие правила игры. Она базировалась на определённой отстранённости и документалистике, где личное авторское проявлялось больше в методах и тематике, нежели в специфических художественных или технических приёмах. Техника была безупречной у всех — но конкретных фотографов мы знаем всё-таки за их поиски и за их темы.

Бехеры занимались историей и объективностью. Хёфер — культурой, лишенной зрителя. Хютте — природой, настолько красивой, что она перестаёт работать. Руфф пытался понять, что фотография вообще такое. Темой Гурски почти сразу стала западная цивилизация в её наиболее численной, серийной и обезличенной форме, и, на сегодняшний день, более цивилизационного фотографа, чем Гурски, на планете просто не существует. Все выбирают себе небольшие аспекты. Гурски пытается охватить всё.



Это сотворённые человеком здания и структуры, обслуживающие нужды цивилизации. Повторяющиеся формы. Места, где никто не живёт, а только бывает. Офисные здания, торговые центры, склады, порты, транспортные развязки — снятые с типологической прямотой с ещё более отчуждающих больших расстояний и часто с большой высоты — без оценки, без осуждения. Это ни о ком-либо из нас, не о личности, не об обществе — это даже не столько места, сколько факты, цифры. Миллиарды людей, миллиарды звонков, миллиарды машин, каждый день, все одновременно, и вот так это выглядит.

(NB: Я говорю о творчестве Гурски в целом и специально не касаюсь Rhein II — это тема отдельного разговора)

Разумеется, творчество Гурски не могло не привлечь больших покупателей — цивилизационная фотография в некотором роде заменила собой историческую картину, считавшуюся когда-то главным и высшим из всех живописных жанров. Цивилизация ведь перестала быть историческим явлением и стала явлением экономическим — так что не удивительно, что именно Гурски многократно оказывался на вершине списка авторов самых дорогих фотографий.



Но есть конечно и другая, сугубо производственная причина: фотографию музейного качества очень, очень, очень сложно снять. И ещё сложнее потом напечатать. Не говоря уже о хранении и транспортировке. А фотографии Гурски огромны — как и то, о чём они говорят — слишком огромны, чтобы можно было увидеть всю её целиком. Снятые на широкоформат, с мельчайшей, детальнейшей ретушью, и напечатанные чистым пигментом на специальной бумаге, помещённой под органическое стекло — производство такого снимка легко может выйти в шестизначную сумму, после которой его аукционная стоимость уже перестаёт удивлять.

К тому же — гораздо более интересный вопрос в том, почему мы удивляемся им, этим снимкам — и не удивляемся тому, что на них изображено.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments