paninschool (paninschool) wrote in prophotos_ru,
paninschool
paninschool
prophotos_ru

Category:

Still life Ирвинга Пенна. Натюрморт как творческая свобода

Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. Он фотографировал самых красивых женщин мира, был богат и известен, его снимки печатали все крупнейшие модные журналы. Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные». Ирвинг Пенн нашел выход: днем он был звездой модного небосклона; по ночам же — закрывался в своей студии и погружался в то, в чем чувствовал полную свободу творчества — съемку натюрмортов.



Характерно, что взлет карьеры будущей легенды модной и портретной фотографии начался именно с натюрморта — с опубликованной в 1947 году в журнале Vogue работы Пенна «Сумочка. Случай в театре» (The Spilled Handbag — Theatre Accident):



Каждый человек видит в фотографии что-то свое, близкое ему. Для Ирвинга Пенна натюрморты стали чем-то большим, нежели простым изучением предметов, которые он снимал. Чувства, эмоции были определяющим фактором в его работах. Пенн провел масштабное исследование жанра натюрморта, раздвигая границы восприятия, и плодами этой серьезной работы стали фотографии, от которых у зрителя до сих пор захватывает дух.

Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. Ирвинг Пенн эстетизировал то, что ранее вообще никто не мог даже представить в качестве основы для произведения искусства. Для своих композиций он мог собирать окурки, старые предметы, выброшенные кем-то очень давно, откапывал кости, зарытые его собакой — и по ночам, в закрытой студии, творил из них странные объекты, скульптуры, инсталляции... Это был отдых, расслабление и полная свобода. Уникальное чувство визуального ритма позволяло ему разглядеть красоту в чем-то незначительном — в тех же окурках, фотография которых стала его визитной карточкой.







Ирвинг Пенн был известен любовью к сочетанию причудливых форм предметов, в объединении которых начинала сквозить новая идея. Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира. Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию. «Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов.







Неповторимая гармония глубины цвета его снимков — предмет восхищения и зависти всех профессиональных фотографов. На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет. Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers). Перед его дебютным показом в Галерее Мальборо Пенн отметил: «Зритель вправе ожидать от автора подобных работ специальных познаний в садоводстве, однако могу вас уверить, что их у меня нет. Признаюсь, я даже наслаждаюсь этим невежеством, оно дает мне свободу получать удовольствие от простого созерцания и изучения формы и цвета».











Мастер любил комкать и сминать изображаемые предметы. По его мнению, это позволяло подчеркнуть на фотографиях их текстуру. Данный прием стал излюбленным у Пенна — фотограф даже привнес его в фотосъемку людей.





Свежий взгляд на суть жанра, нестандартное видение художника обратили на себя пристальное внимание самых взыскательных критиков. В конце концов глянец тоже дрогнул — и Vogue стал заказывать у Пенна его странные и прекрасные натюрморты. Параллельно мастер продолжал экспериментировать с личными творческими проектами, в которых он обыгрывал традиционные черно-белые композиции с черепами, рыбами, художественными кистями и игральными костями.

Как заставить обычную вещь выглядеть как произведение искусства?
Один из самых выдающихся российских предметных фотографов, Владимир Морозов, расскажет об этом слушателям своего авторского курса «Предметная фотосъемка». Возможно обучение «с нуля».
Внимание, льготный период! До вечера пятницы, 27 ноября, на данную программу можно записаться со скидкой 20%.

В 2001 году Ирвинг Пенн собрал свои любимые натюрморты в альбоме Still Life, увидевшем свет в 2001 году. В книгу вошло 98 фотографий (45 цветных снимков, 50 — трехцветных и три монохромных).



Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии. В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны. В случае с натюрмортом фотохудожник постоянно расширял границы восприятия, находил новые подходы к изображению обычных, на первый взгляд, цветов или фруктов. Очень мало фотографов действительно серьезно изучают этот вид съемки — а его работы не только воплощают новые идеи, но и заставляют всмотреться и задуматься. Духом и оригинальностью своих натюрмортов Ирвинг Пенн совершил переворот в мире искусства, поставив предметную фотосъемку в один ряд с высокой живописью.

















© Дарья Панина, сентябрь 2015
© Фотошкола Михаила Панина, 2015.

Оригинал статьи и больше натюрмортов Ирвинга Пенна

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment