Как-то я задумался над тем, чтобы подыскать красивый стул для фотосессий. Те стулья, которые были в моём арсенале меня совершенно не устраивали. У нас дома целая груда всяких советских, икеевских образцов мебельного искусства. Может быть они недорогие и удобные, но совершенно нелепо смотрятся на фотографиях. Я стал изучать ассортимент стульев, доступных в магазинах сегодня, но ничего приличного не обнаружил. Зато влюбился до беспамятства в венские стулья братьев Тонет.

Стулья братьев Тонет в музее Вены
К сожалению, те стулья, которые под маркой "Тонет" продаются сегодня, это просто жалкая грубая подделка, к тому же стоящая приличных денег. Зато на барахолках можно обнаружить немало настоящих оригинальных стульев Тонет, сделанных более 100 лет назад, недорогих, но требующих реставрации. Я купил один такой стульчик за 800 рублей на известной интернет барахолке , отреставрировал его своими руками и он получился ничуть не хуже, чем те образцы, которые на этой фотографии.
Купленный стул выглядел не очень презентабельно: дерево было под плотным слоем жира и копоти, лакокрасочное покрытие почти стерлось, из крышки торчали гвозди. Но он оказался довольно крепким, а главное, все части стула, за исключением родной сетки для сиденья, были на месте. Это внушало мне большие надежды на простую реставрацию дедушки.

Фотография стула, который продавался на Авито
Сперва я поставил стул в ванную, и хорошенько его помыл губкой с мылом. С него стекло столько грязи! Я все время думал о том, что он пережил революцию в Петрограде, блокаду Ленинграда, беспощадный хрущевский минимализм. Как же ему это удалось? Я не понимаю.
После того, как стул высох, я разобрал его (это оказалось легко сделать, потому что ноги фиксируются всего четырмя винтами), капнул кое-где столярного клея на соединения и собрал обратно. Стул приобрел хорошую жесткость и я приступил к следующему этапу - отшкуриванию.

Сначала грубой наждачкой я снял весь верхний слой с грязью и краской до самого дерева.

Оказалось, что его части состояли из разных пород дерева. Передние ножики сделаны скорее всего из дуба, а гнутые детали из более мягкой и светлой породы дерева. Стул очень легкий, просто невесомый. Больше всего меня поразило то, как были выполнены изгибы дерева. Части стула соединены просто деревянными клинышками и при этом стул даже через 100 лет с легкостью выдерживает мою 80 килограммовую тушу.
Далее в некоторых местах я зашпатлевал небольшие вмятинки и сколы специальной шпатлевкой для дерева. Она продается во всех строительных магазинах. Я знал, что буду затем красить стул морилкой вишневого цвета, поэтому цвет шпатлевки особо не подбирал, хотя можно было добиться идеального сходства с древесиной.

Шпатлевка сколов на основании стула
После того, как шпатлевка высохла, я еще раз зашкурил весь стул мелкой наждачкой. Он стал беленький и приятный на ощупь :)

Следующим этапом стала покраска стула морилкой. На стуле кое-где еще сохранилось родное лакокрасочное покрытие. Угадывался темно-красный цвет. Поэтому мой выбор пал на морилку соответствующего цвета. Если вы хотите сохранить рисунок дерева, нужно покрывать его именно морилкой, потому что она прозрачная. В отличие от краски, которая попросту "убьет" всю красоту.

Морилок существует огромное множество, я выбрал почти наугад морилку на растворителе, предполагая, что с ней у меня не будет проблем.

Стул перед покраской
Цвет получился красивый, но я замучился с подтеками. Из-за них при высыхании окраска становилась неравномерной и приходилось несколько раз снимать весь слой растворителем и покрывать стул заново. Надо было не скупиться, и купить морилку, которая не дает подтеков.





Морилка очень сильно пахнет, поэтому работать с ней можно только на открытом воздухе.

Стул после покраски морилкой
Последний этап - покрытие стула лаком. Я использовал износостойкий уретано-алкидный лак.

Лак Тикурила Unika Super
Алкидные лаки очень прочные, дают ровный слой и довольно быстро сохнут.

Я покрыл стул двумя слоями лака.


Посмотрите, как красиво!


Внутреннюю поверхность основания я не красил, чтобы сохранить родные надписи, подтверждающие оригинальное происхождение:

Фирменное клеймо венской фабрики Thonet

На оригинальном лейбле видна надпись Thonet WIEN
Этот замечательный антикварный экспонат был с радостью принят домашними. На стуле приятно не только сидеть (он очень удобный, словно сделан по форме тела), но и просто фантастически выглядит, вдохновляя меня на творчество.
Расходы на реставрацию получились небольшие:
Стул венский 1 штука - 800 рублей
Листы наждачной бумаги 2 штуки - 100 рублей
Шпатлевка по дереву 1 банка - 120 рублей
Морилка темно-красная 1 бутылка - 75 рублей
Лак Тикурила Unika Super 1 банка - 370 рублей
Итого: 1465 рублей
Желаю творческих успехов!

Стулья братьев Тонет в музее Вены
К сожалению, те стулья, которые под маркой "Тонет" продаются сегодня, это просто жалкая грубая подделка, к тому же стоящая приличных денег. Зато на барахолках можно обнаружить немало настоящих оригинальных стульев Тонет, сделанных более 100 лет назад, недорогих, но требующих реставрации. Я купил один такой стульчик за 800 рублей на известной интернет барахолке , отреставрировал его своими руками и он получился ничуть не хуже, чем те образцы, которые на этой фотографии.
Купленный стул выглядел не очень презентабельно: дерево было под плотным слоем жира и копоти, лакокрасочное покрытие почти стерлось, из крышки торчали гвозди. Но он оказался довольно крепким, а главное, все части стула, за исключением родной сетки для сиденья, были на месте. Это внушало мне большие надежды на простую реставрацию дедушки.

Фотография стула, который продавался на Авито
Сперва я поставил стул в ванную, и хорошенько его помыл губкой с мылом. С него стекло столько грязи! Я все время думал о том, что он пережил революцию в Петрограде, блокаду Ленинграда, беспощадный хрущевский минимализм. Как же ему это удалось? Я не понимаю.
После того, как стул высох, я разобрал его (это оказалось легко сделать, потому что ноги фиксируются всего четырмя винтами), капнул кое-где столярного клея на соединения и собрал обратно. Стул приобрел хорошую жесткость и я приступил к следующему этапу - отшкуриванию.

Сначала грубой наждачкой я снял весь верхний слой с грязью и краской до самого дерева.

Оказалось, что его части состояли из разных пород дерева. Передние ножики сделаны скорее всего из дуба, а гнутые детали из более мягкой и светлой породы дерева. Стул очень легкий, просто невесомый. Больше всего меня поразило то, как были выполнены изгибы дерева. Части стула соединены просто деревянными клинышками и при этом стул даже через 100 лет с легкостью выдерживает мою 80 килограммовую тушу.
Далее в некоторых местах я зашпатлевал небольшие вмятинки и сколы специальной шпатлевкой для дерева. Она продается во всех строительных магазинах. Я знал, что буду затем красить стул морилкой вишневого цвета, поэтому цвет шпатлевки особо не подбирал, хотя можно было добиться идеального сходства с древесиной.

Шпатлевка сколов на основании стула
После того, как шпатлевка высохла, я еще раз зашкурил весь стул мелкой наждачкой. Он стал беленький и приятный на ощупь :)

Следующим этапом стала покраска стула морилкой. На стуле кое-где еще сохранилось родное лакокрасочное покрытие. Угадывался темно-красный цвет. Поэтому мой выбор пал на морилку соответствующего цвета. Если вы хотите сохранить рисунок дерева, нужно покрывать его именно морилкой, потому что она прозрачная. В отличие от краски, которая попросту "убьет" всю красоту.

Морилок существует огромное множество, я выбрал почти наугад морилку на растворителе, предполагая, что с ней у меня не будет проблем.

Стул перед покраской
Цвет получился красивый, но я замучился с подтеками. Из-за них при высыхании окраска становилась неравномерной и приходилось несколько раз снимать весь слой растворителем и покрывать стул заново. Надо было не скупиться, и купить морилку, которая не дает подтеков.





Морилка очень сильно пахнет, поэтому работать с ней можно только на открытом воздухе.

Стул после покраски морилкой
Последний этап - покрытие стула лаком. Я использовал износостойкий уретано-алкидный лак.

Лак Тикурила Unika Super
Алкидные лаки очень прочные, дают ровный слой и довольно быстро сохнут.

Я покрыл стул двумя слоями лака.


Посмотрите, как красиво!


Внутреннюю поверхность основания я не красил, чтобы сохранить родные надписи, подтверждающие оригинальное происхождение:

Фирменное клеймо венской фабрики Thonet

На оригинальном лейбле видна надпись Thonet WIEN
Этот замечательный антикварный экспонат был с радостью принят домашними. На стуле приятно не только сидеть (он очень удобный, словно сделан по форме тела), но и просто фантастически выглядит, вдохновляя меня на творчество.
Расходы на реставрацию получились небольшие:
Стул венский 1 штука - 800 рублей
Листы наждачной бумаги 2 штуки - 100 рублей
Шпатлевка по дереву 1 банка - 120 рублей
Морилка темно-красная 1 бутылка - 75 рублей
Лак Тикурила Unika Super 1 банка - 370 рублей
Итого: 1465 рублей
Желаю творческих успехов!
а по сабжу - да, очень неплохо. я бы, конечно, использовала матовый лак или воск, чтоб стул не так явно сиял, но это не принципиально для вашей задачи, я полагаю.
Edited at 2015-11-17 08:58 (UTC)
но лучше воска вообще ничего нет, а делов-то: в консервной банке на водяной бане прогреть 100 гр.воска и 100 гр. скипидара и горячим покрасить и после остывания полирнуть валенком. вонища, конечно, феерическая, но результат того стОит.
:(( Лучший способ убить старинную деревянную вещь, это засунуть её в воду, чтобы помыть! И надеюсь, что в дальнейшем это не вылезет боком (в чём есть большие сомнения).
В остальном получилось очень даже достойно!
Тонетовские стулья - непревзойдённый шедевр дизайна.
"Надо глубоко уважать человеческий зад, чтобы сделать хорошее кресло"
(А.Н.Толстой)
Ну может только краешек http://yarman-yan.livejournal.com/37060.html