prophotos_live (prophotos_live) wrote in prophotos_ru,
prophotos_live
prophotos_live
prophotos_ru

Category:

Алексей Никишин: «Вэй Вэй теперь тоже фотограф?» – учимся понимать фотографию

Оригинал взят у alexey_nikishin в Алексей Никишин: «Вэй Вэй теперь тоже фотограф?» – учимся понимать фотографию
Давайте вместе начнем разбираться в том, что такое «современная фотография», почему она порой выглядит такой непрофессиональной, и за что, в таком случае, висит в лучших галереях мира.

Ай Вэй Вэй, Корни, Сказка


Речь пойдет о «Современной фотографии» (англ. «Contemporary photography”). Ну, все же мы сейчас снимаем «современную фотографию», скажете Вы. И будете не правы. Современная фотография современна своему времени и контекстам, которые актуальны сейчас. То есть, если Вы классно снимаете как Брессон, Аведон или Ньютон, то Вы (внимание) «не современный фотограф», так как Вы не работаете с современным нам контекстом. Здесь речь идет не о визуальном языке (не о том, как выглядит Ваша фотография), а о том, «о чем она». Так вот Брессон современный фотограф для 1950-60-х годов, Аведон – 1960-х, Ньютон – 1980-х. Поэтому, если Вы стремитесь подражать им не обращая внимания на «современные обстоятельства», то Вы не снимаете «современную фотографию». Повторюсь, чтоб снимать «современную фотографию», надо прежде всего работать с современным контекстом. Современными фотографами (художниками) можно назвать Юргена Теллера, Синди Шерман, Андреаса Гурского, Томаса Руффа и других. Но о них пойдет речь чуть позже.

Ай Вэй Вэй – это не причитание и не кличка собаки. Это крутой китайский современный художник, а перед Вами на фотографии два его проекта – «Сказка» (2007) и «Корни» (2009). Перед Вами фотодокументация (фото экспозиции) двух этих проектов в музее «PinchukArtCentre» в Киеве. Нас будет интересовать больше первый, о втором поговорим как бы в дополнение. Проект «Сказка» представляет из себя большое количество квадратных фотографий, наклеенных стык-в-стык на стены галереи так, что покрывает их ровным ритмическим паттерном. На фото изображены китайцы, в полный рост, спокойно стоят и смотрят в кадр. На каждой фотографии – новый герой. Никакой художественной ценности сами фотографии по отдельности не несут.

Так о чем же снимает Вэй Вэй? Ключ к разгадке лежит в пониманиии того, с чем работает современный художник. А работает он с современным контекстом, с проблемами современного (ему) общества. И решен проект может быть как угодно - фотография, инсталляция, видео-арт, живопись, перформанс и т.д. И фотография (как в нашем случае) - это всего-лишь средство донесения сообщения. Но каждая фотокарточка по отдельности не важна. Это просто часть. Как гаечный ключ у сантехника часть инструментария. Но сам инструмент не есть еще результат. Он только средство. И в современном искусстве фотография – лишь средство. Не важно красивая ли она, какой там сочности зелень, какой вышины горы и какого цвета закат! Все то, что Вам так нравилось в фотографии и казалось таким понятным, не существует больше в «современной фотографии». И категория «красивая» больше не имеет к фотографии никакого отношения. Но надо понимать, что она не стала вдруг «некрасивой», просто эта категория оценки больше не применима. Как если бы Вы оценивали «красивый/некрасивый», например, кефир. В кефире важно другое. Вот и здесь так.

Итак, попробуем собрать все вместе: фотки и известное нам про Китай сейчас (ведь художник работает с современным китайским контекстом). Много разных людей на одинаковых черно-белых фотографиях, расположенных рядами ритмично, покрывают все стены галереи. Конечно, здесь речь идет о многомиллионном китайском народе, который состоит из индивидуальностей, среди которых сложно бывает найти отличие. А решено это в виде ритмично повторяющихся визуально похожих фото. Выбор черно-белого тоже важен, как Вы уже догадались.

Второй проект «Корни» - это инсталляция. Вэй Вэй собрал и обработал корни деревьев со всего Китая и поместил их в галерейное пространство. О чем это? Конечно не о том, что Вэй Вэй умеет полировать корни (он вообще сам этого и не делал, а заказал на заводе корней :-). Проект про то, что Китай стирает свою историю, лишая себя корней. Сейчас в Китае принято считать, что история – это то, что творится сейчас. Именно поэтому Вы не найдете в Китае памятников истории и религии, как, например в Непале или Тибете. Их мето заняла «современная история» Китая, начавшаяся в 1980-х экономическим подъемом. То, что было до этого – не принято вспоминать. «Три-Т» - Тибет (1959), Тайвань (1949), Тяньаньмэнь (1989) – три темы, про которые больше «не принято» говорить и писать в СМИ. История «творящаяся сейчас», лишает нас прошлого! Об этом и проект «Корни» Вэй Вэя.

Видите как стало сложно, чтобы понять современной искусство и современную фотографию нужно хорошо ориентироваться в современном контексте, знать историю искусства и культуры разных стран. Современное искусство – это тонкая интеллектуальная игра для понимающих.


А, по-Вашему, навалить корней и расклеить одинаковых фоток
на стенах – это искусство?
Ваши ответы пишите в комментариях.



Разбор фотографии взят отсюда: мастер-класс «Алексей Никишин: Современная фотография как современное искусство».

А еще, Друзья, Вас ждёт множество других невероятных открытий – немедленно добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на обновления: facebook | vkontakte | livejournal

Фото © 2007, 2009 Ай Вэй Вэй, 2012 PinchukArtCentre


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments