Вот уже несколько дней любители фотоистории с восторгом обсуждают новое открытие — фантастическую коллекцию цветных снимков Советского Союза, сделанных с 1950 по 1958 год и сопоставимых по качеству с современной цифровой фотографией. Автором этого чуда является Семён Осипович Фридлянд (1905-1964), наследие которого стало нам доступно, как и в случае с Прокудиным-Горским, благодаря американцам. Точнее, сотрудникам Денверского университета, которые отсканировали 19 тысяч (!) кадров с плёнки Agfacolor и выложили в свободный доступ.
Это коллекция представляет собой настоящую фотоэнциклопедию жизни послевоенного СССР, которая по широте своего тематического и географического охвата приближается к "Коллекции достопримечательностей Российской империи" всё того же Прокудина-Горского. Как и последний, Фридлянд (будучи шефом фотоотдела "Огонька") имел права съемки в таких местах, куда обычным советским гражданам и иностранным путешественникам был заказан.
Также как и у дореволюционного пионера цветной фотографии, в коллекции Фридлянда можно найти и "протокольные", документирующие кадры, и высокохудожественные этюды виртуозного мастера, настоящие произведения фотоискусства.
Остаётся только удивляться, почему великая коллекция Фридлянда в Рунете практически неизвестна, за исключением огромных кадров.
Постараюсь посодействовать её введению в широкий культурный оборот. Работа эта не лёгкая, потому что там несколько тысяч кадров не подписаны и не датированы. Энтузиасты уже начали работу по идентификации.
Буду выкладывать у себя в блоге понемногу сериями и отдельными снимками.
Для затравки несколько красивых и интересных работ.

Оцените оригинальное разрешение!
Владивосток середины 50-х:

Высокое разрешение
Кто помнит такой Архангельск?

Высокое разрешение
А Горький?

Высокое разрешение
Также как и Прокудин-Горский, Фридлянд создавал позитивный образ красивой страны.
Экскурсия на водопад на Северном Кавказе:

Высокое разрешение
Всмотритесь в эти фотошедевры!

Высокое разрешение
Фридлянд был универсальным фотомастером.
Ему удавались практически все жанры.
Портреты:

Постанвочные сценки, такие как снимок "С добрым утром" (Колхозное Закарпатье) 1951:

Натюрморты:

Как и все пионеры цветной фотографии, он любил снимать цветы:

Выбирал яркую фактуру:

Был мастером постановки цвета, игры теней:

Его портретные снимки мне очень напоминают работы Джека Делано и Альфреда Пальмера из знаменитой коллекции американских кодохромов 1939-1943 г.:

Большинство работ Фридлянда несут в себе дух своего времени, эпохи.
Советская "бизнес-леди":

"Коллекционеры"

Высокое разрешение
Конечно, он показывал светлую сторону советской действительности, её лучшие проявления. Красоту страны и её людей, тружеников, созидателей. Я думаю, в этом отношении он не так уж и сильно отличался от Прокудина-Горского, который не любил снимать социальные язвы.
Обоих можно упрекнуть в том, что они создавали "парадный портрет".
Да, у обоих кадры постановочные, но люди-то настоящие, как и прекрасные дома, бурлящие стройки, мощные паровозы - всё это были не декорации, а вполне осязаемая реальность.
Эти дети на бульваре нового города, построенного в голой степи для обслуживания Волго-донского канала на снимке 1952 года вполне реальны:

И паровоз на угольном или рудном разрезе тоже не бутафорский:

Людей на этом снимке гостиной подмосковного санатория "Михайловское", наверное, уже нет в живых. А на фото они как живые:

Благодаря новых технологиям и американцам (!) эти снимки из забытой коллекции дошли до нас спустя 60 лет словно свет погасшей звезды.
Сколько нас ждёт ещё впереди таких чудных открытий!
Это коллекция представляет собой настоящую фотоэнциклопедию жизни послевоенного СССР, которая по широте своего тематического и географического охвата приближается к "Коллекции достопримечательностей Российской империи" всё того же Прокудина-Горского. Как и последний, Фридлянд (будучи шефом фотоотдела "Огонька") имел права съемки в таких местах, куда обычным советским гражданам и иностранным путешественникам был заказан.
Также как и у дореволюционного пионера цветной фотографии, в коллекции Фридлянда можно найти и "протокольные", документирующие кадры, и высокохудожественные этюды виртуозного мастера, настоящие произведения фотоискусства.
Остаётся только удивляться, почему великая коллекция Фридлянда в Рунете практически неизвестна, за исключением огромных кадров.
Постараюсь посодействовать её введению в широкий культурный оборот. Работа эта не лёгкая, потому что там несколько тысяч кадров не подписаны и не датированы. Энтузиасты уже начали работу по идентификации.
Буду выкладывать у себя в блоге понемногу сериями и отдельными снимками.
Для затравки несколько красивых и интересных работ.

Оцените оригинальное разрешение!
Владивосток середины 50-х:

Высокое разрешение
Кто помнит такой Архангельск?

Высокое разрешение
А Горький?

Высокое разрешение
Также как и Прокудин-Горский, Фридлянд создавал позитивный образ красивой страны.
Экскурсия на водопад на Северном Кавказе:

Высокое разрешение
Всмотритесь в эти фотошедевры!

Высокое разрешение
Фридлянд был универсальным фотомастером.
Ему удавались практически все жанры.
Портреты:

Постанвочные сценки, такие как снимок "С добрым утром" (Колхозное Закарпатье) 1951:

Натюрморты:

Как и все пионеры цветной фотографии, он любил снимать цветы:

Выбирал яркую фактуру:

Был мастером постановки цвета, игры теней:

Его портретные снимки мне очень напоминают работы Джека Делано и Альфреда Пальмера из знаменитой коллекции американских кодохромов 1939-1943 г.:

Большинство работ Фридлянда несут в себе дух своего времени, эпохи.
Советская "бизнес-леди":

"Коллекционеры"

Высокое разрешение
Конечно, он показывал светлую сторону советской действительности, её лучшие проявления. Красоту страны и её людей, тружеников, созидателей. Я думаю, в этом отношении он не так уж и сильно отличался от Прокудина-Горского, который не любил снимать социальные язвы.
Обоих можно упрекнуть в том, что они создавали "парадный портрет".
Да, у обоих кадры постановочные, но люди-то настоящие, как и прекрасные дома, бурлящие стройки, мощные паровозы - всё это были не декорации, а вполне осязаемая реальность.
Эти дети на бульваре нового города, построенного в голой степи для обслуживания Волго-донского канала на снимке 1952 года вполне реальны:

И паровоз на угольном или рудном разрезе тоже не бутафорский:

Людей на этом снимке гостиной подмосковного санатория "Михайловское", наверное, уже нет в живых. А на фото они как живые:

Благодаря новых технологиям и американцам (!) эти снимки из забытой коллекции дошли до нас спустя 60 лет словно свет погасшей звезды.
Сколько нас ждёт ещё впереди таких чудных открытий!