?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Интервью с обладателем Гран-при конкурса World Press Photo 2014 Джоном Стенмайером
mediacreature wrote in prophotos_ru


World Press Photo – самый авторитетный международный ежегодный смотр фотожурналистики, который во многом определяет стандарты профессии. Каждый год международное независимое жюри, состоящее из профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ, оценивает работы претендентов в 9-ти различных категориях, представленные фотожурналистами, агентствами, газетами и журналами со всех уголков света. Члены жюри объявили победителей 14 февраля 2014 года на пресс-конференции в Амстердаме. За две недели работы членами жюри было отсмотрено 98 671 фотографии 5 754 авторов из 132 стран мира. С 15 мая по 12 июня 2014 выставку World Press Photo можно будет увидеть в Москве в Центре дизайна Artplay.

Лауреатом первой премии этого года – «Фотография года» – назван фотограф Джон Стенмайер (John Stanmeyer) из США. На снимке изображены мигранты из Африки, которые ночью на морском берегу в городе Джибути держат в поднятых вверх руках свои мобильные телефоны, пытаясь поймать дешевый сигнал из соседней Сомали – слабую ниточку, связывающую их с родственниками за рубежом. Джибути является перевалочным пунктом для транзитных мигрантов из таких стран как Сомали, Эфиопия и Эритрея, которые в поисках лучшей жизни мечтают перебраться в Европу и на Ближний Восток. Важно отметить, что также фотография получила первый приз в номинации Проблемы современности и была снята для журнала National Geographic.


Как вы пришли в фотожурналистику?

В фотожурналистику меня привела жизнь. Еще в середине 1980-х, когда мне было двадцать с небольшим, и я занимался арт-фэшн-фотографией в Италии, снимая для Harper`s Bazaar, Vanity, а затем и для журнала Энди Уорхола Interview, меня временно откомандировали в Нью-Йорк. Однажды, в канун Нового года, я шел от Таймс-сквер к дому и наткнулся на группу мужчин и женщин, которые устраивались на ночлег прямо на улице. Почему-то я решил остановиться и заговорить с ними и в итоге провел в их компании всю ночь. С этого момента началась трансформация моего сознания. Это была ночь удивительных бесед и эмоций, когда я осознал, что предназначение фотографа заключается не в том, чтобы придумывать некие образы и демонстрировать их, а в отражении масштабности и силы той реальности, которая всегда рядом с нами – человеческой природы. Возвратившись в Италию, я почувствовал, что погублю себя как личность, если буду продолжать заниматься арт-фэшн-фотографией. Я бросил все, переехал в Мадрид и стал стрит-фотографом. Это был мой первый опыт той фотографии, которая имеет дело не с умозрительными концепциями, а с реальной жизнью, разворачивающейся прямо перед глазами. Вот так сама жизнь заставила меня эволюционировать в фотожурналиста. Специально я этого не планировал.


Что служит вам стимулом и вдохновляет вас как фотографа?

Мне гораздо интереснее то, что вдохновляет или стимулирует всех нас, а не только лично меня как фотографа. Человек каждое утро должен просыпаться с мыслью, что он может что-то сделать, что-то изменить. Я не верю, что я или любой другой человек способен в одиночку полностью изменить мир, избавить его от бед и страданий, исполнить все свои мечты. Не надо выдавать желаемое за действительное. Но вместе мы можем добиться серьезных перемен. Если каждый человек примет решение сделать один или несколько шагов, которые будут способствовать переменам в важных для всего человечества областях, тогда, возможно, мир изменится к лучшему. А фотография – просто один из инструментов.

Можете ли вы описать обстоятельства создания снимка – победителя конкурса?

В Джибути мы вместе с Полом Салопеком, журналистом-исследователем, постоянно живущим здесь, снимали по заданию National Geographic историю «Исход из Эдема» – проект, посвященный начавшейся около 60 000 лет назад миграции наших общих предков из Африки. Я шел ночью вдоль пляжа по берегу Красного моря и наткнулся на группу людей, которые держали мобильные телефоны в высоко поднятых руках. Я спросил моего переводчика: «Что они делают?» Тот объяснил, что это сомалийцы, пытающиеся поймать сигнал из соседней с Суданом Сомали. Они пытались связаться со своими домами, с близкими. Я сразу же почувствовал важность и масштаб происходящего – передо мной был символ современной миграции как надежды на лучшую жизнь и естественного желания поддерживать связь со своими семьями. Потом я неоднократно возвращался на это место. И каждый раз заставал одну и ту же картину – люди менялись, но темы телефонных разговоров оставались неизменными: расспросы о родных, просьбы выслать денег, попытки узнать, в порядке ли иммиграционные документы. Эти мужчины и женщины достигли определенной точки своего путешествия; некоторые из них готовы двигаться дальше, другие пока выжидают.

Что эта фотография значит лично для вас?

Люди, вовлеченные в процесс миграции, переживают период неопределенности, когда надежда переплетается с отчаянием и человек стремится обрести внутренний комфорт и душевное равновесие; он хочет хотя бы ненадолго вернуться домой, чтобы снова ощутить утраченную стабильность и поддержку. Эта фотография сомалийцев, пытающихся поймать сигнал с родины, – собирательный образ всего человечества, стоящего на перепутье. Каждый из нас должен решить для себя, что по-настоящему важно для всех людей в эпоху глобализации, когда проблемы миграции, границ, войны и мира, бедности, технологий и коммуникаций завязаны в единый узел.


  • 1
Очень актуальная для меня тема. Спасибо. Перепощу ...

Недавно посетила выставку и осталась в недоумении. Фотография, взятая для афиши - буквально одна из двух-трёх нормальных. Остальное практически всё - кровь, насилие,разрушение, неблагополучные семьи. Кто-то , конечно, скажет, что, мол, Вы хотели - это же журналистика! Но журналистика тоже бывает разной. Любое событие можно осветить с разных сторон. Одно дело показать мёртвые тела после землетрясения, другое - спасение людей из-под завалов (кстати, помню, что среди победителей премии "Лучший фотограф" была такая тема.) Да, была фотография пары, умершей во время землетрясения в объятиях друг друга - но это единственный кадр, который тронул. Остальное - не знаю, как вообще прошло отбор.
Допустим, фотографии неблагополучной семьи: сидят на улице и закусывают. Любой из нас может выйти на улицу и наснимать бездомных. Читаем длиннющий комментарий об этой семье - почему они оказались на улице, сколько им лет и т.д. Ну хорошо, а в чём ценность , собственно, фото? Может человек и хороший журналист - постарался,записал историю - но в чём его ценность как фотографа?
Одним словом, друзья, если вам подвернётся кровавая авария, или колоритные бродяги, или что-то пострашнее и попротивнее - смело отправляйте на конкурс World Press Photo - и золотой ключик, можно сказать, у вас в кармане.
Надо сказать, что на выставку попала случайно по пригласительному. Если бы ещё заплатила 350 р - было бы совсем обидно.


Edited at 2014-06-08 17:47 (UTC)

уже давно к такому же умозаключению пришел...все фотоконкурсы превратились в конкурсы показа наиболее чернушных моментов, где сама ценность и качество фотографии вообще уже ничего не значит, а WPP вообще лидер планеты всей в этом.

Сотовые телефоны текст на Луну

невероятные фото!

  • 1