?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Brassaï (Gyula Halasz, 1899-1984)
innalisa wrote in prophotos_ru
В мире фотоискусства венгр Дьюла Галас известен как выдающийся французский фотограф Брассаи. Знаменитым его сделал альбом "Ночной Париж" — результат десятилетней работы от заката до рассвета среди преступников и проституток, бомжей и гадалок, трансвеститов и циркачей, который был опубликован в 1933 году.

55579ca5210a25a8aea79b2bae4bd29a_photo_gray_preview_800

Настоящее имя Брассая - Дьюла Халас. Переезд в Париж  в возрасте 25 лет вынудил его поменять труднопроизносимое имя на псевдоним, который он придумал по названию родного городка (Брассай означает буквально «из Брассы»)

Paulette et André, 1949

В начале 1920-х годов он учился изобразительному искусству в Берлине, а в 1924 перебрался в Париж, в то время несомненную Мекку авангардного искусства. Фотографией он начал заниматься почти случайно. С карьерой художника не очень получалось и, чтобы хоть как-то заработать, Брассай писал репортажи во французские, немецкие и венгерские газеты на любые темы — спортивные, сельскохозяйственные, о художественных выставках и о жизни парижской богемы. Ему потребовались иллюстрации, и по совету своего земляка Андре Кертеса Брассай взялся за камеру.

90547333_large_557532_267256130052254_74439032_n

До Брассая парижские фотографы предпочитали работать днем или по крайней мере на рассвете, как Эжен Атже. Брассай первый стал снимать при свете фар автомобилей. Ему дорог любой источник света – газовый фонарь, тусклый свет бара.  Брассай придумал свои методы ночной съемки. Брассай любил снимать, когда в городе стоит туман. «Туман – это косметика города», - говорил фотограф.

PHOT-Brassai-500-V-6

  207893

Брассай создавал свой миф о Париже. Собственно его город имел мало общего с реальностью - злачная жизнь любого столичного города довольно малопривлекательна. Но Брассай был вечным романтиком, причем, хорошо знающим французскую литературу.

96614890_large_7928440134_622e19bcdf_b

Вообще-то в жизни парижской проститутки 30-х годов не было ничего романтичного. Кроме клиентов-психопатов, парижская жрица любви боялась полиции, сутенеров-корсиканцев, болезней, женской тюрьмы Сен-Лаго. Но кто будет копаться в скучной изнанке жизни! Брассая интересует не глупая провинциалка, угодившая в сети парижских сутенеров, а независимая смелая поза девушки, наконец, соотношение света и тени.

160136902

Чтобы фотографировать в полумраке требовалось до 10 минут выдержки. Поэтому модели Брассая чаще всего позировали за деньги. Трудно представить, например, фотографа «случайно» снявшего зеркальное отражение парочки в постели. Фотография отражает эстетику эротической фотографии 30-х годов: слишком одетый мужчина (в брюках в постели) и несколько принужденная поза у женщины.

7a0f27b1919de48dfc642c6ccb6cdb96_photo_gray_preview_800

Его фотографии все чаще публикуют престижные французские издания, а вскоре и международные. Он становится известен в творческих кругах. Заводит дружбу с Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Генри Миллером.

160136150

Вскоре Брассай переключается на другие темы. Его друзья заказывают портреты и считают за честь позировать фотографу. Хотя Пабло Пикассо полагал, что Брассай зря занимается фотографией и бросил живопись: «Это все равно, что разрабатывать шахту с серебром, когда рядом есть золото», - считал художник. Но охотно позировал Брассаю, который, к тому же, снимал его работы.

Picasso_Grands-Augustins_paris_1939_Brassai


Сальвадор Дали считал Брассая гениальным портретистом. Пригласил его в Испанию и на протяжении жизни снимался у него. В ранних портретах Дали нет ни грамма эксцентричности. Молодой человек исключительной красоты с выразительным взглядом.
Брассай умел выразить главное – передать харизматичность модели, создать запоминающийся портрет. Хочешь того или нет, но в памяти надолго останется, как выглядел Матисс или Джакометти.

brassai-3

Еще одно интересное увлечение Брассая – кошки. Фотографа также привлекали граффити, снимать которые он нередко отправлялся на другой конец города. Рисунки, которые он снимал, выглядят как послания внеземных цивилизаций. Эти работы находятся вне времени. Они были интересны и современникам, и нам. Он сумел снять проросшую картофелину, словно она пришелец из других миров. Обыкновенную птичку – как античное произведение искусства.
160136192
Действительно, фотографии Парижа стали символом творческой карьеры Брассая, хотя потом он снимал и другие объекты, занимался живописью и скульптурой, писал стихотворения и прозу, даже снимал видео. Пикассо называл Брассая прирожденным художником, Миттеран – тонким писателем, сам Брассай признавался, что фотография не была для него главным способом выражения. Он издал книги прозы «История Марии» (1949), «Слова, повисшие в воздухе» (1977), альбомы и мемуарные книги «Скульптуры Пикассо» (1948), «Праздник в Севилье» (1954), «Граффити Брассая» (1961), «Разговоры с Пикассо» (1964), «Неизвестный Париж 1930-х» (1976), «Генри Миллер» (1975), «Художники моей жизни» (1982), монографию о воздействии фотоискусства на творчество Пруста (1997).
Брассай ушел из жизни в 1984 году.

160136205

В 1974 году стал кавалером Ордена искусств и литературы, в 1976 году награждён Орденом Почётного легиона. В 1978 году получил в Париже Большую национальную премию по фотографии. В 2000 году в Центре Жоржа Помпиду состоялась ретроспективная выставка 450 работ мастера. В 2012, в Мультимедиа Арт Музее, Москва, проведена первая масштабная выставка легендарного фотографа, охватывающая все грани его творчества - «Ретроспектива»

20120917_05_Brassai

Если объект съемки не притягивает вас, не вызывает у вас особых чувств, вы можете сделать прекрасную «картинку», но только не «фотографию».

160136776

«Я снимаю портрет, как если бы это была картофелина», — говорил он. «Никому не нужна психология… Когда я снимаю портрет, мне нравится фотографировать неподвижность лица, так чтобы каждого из нас отослать к его собственному одиночеству. Подвижность лица — всегда случайность. Я ищу то, что постоянно»

160136656

90547336_large_Brassa_239

Brassai

Nude, c.1932.

видео с фотографиями по ссылке

источники: 12, 3







  • 1
C удивлением узнала свою статью (правда не вся, а где-то половина.Спасибо, что указали источник. Все равно приятно.

Брассай зря занимается фотографией и бросил живопись

Цитата

Человек делал то, к чему душа лежала. Пеэтому стал известен, так понимаю.

  • 1