На Пути в Итаку (v_itaku) wrote in prophotos_ru,
На Пути в Итаку
v_itaku
prophotos_ru

Categories:

Олег Костюнин : лирический пейзаж

17 апреля в 19.00 в Галерея Revолюция (Иркутск) состоится творческая встреча с Олегом Костюниным.
Тема встречи : Байкальский пейзаж.
Встреча проводится в рамках проекта Фотография сегодня.

Встреча ВК
Встреча в ФБ

30


7

21

25

В фотографии исторически в процессе отделения ее от иных видов визуальных искусств сложились две основные тенденции – объективизация (документальность) и субъективизм (стремление выразить индивидуальные эмоции). Данные процессы нашли свое выражение в различных жанрах и, в частности, в пейзаже.

Думается, что ключом к пониманию лирического пейзажа в современной фотосъемке может стать пикториальная фотография начала ХХ века, где пейзажу уделялось особое внимание.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. пикториалисты, стремящиеся к максимальной близости к живописи, успешно вытесняли документалистов. Однако ситуация полностью изменилась в последующие годы: в то время как в 1920-1930-х гг. в Советской России доминировала документальная фотосъемка, пикториальная фотография могла развиваться лишь подпольно.

В арсенале фотографов-пикторалистов преобладали мягкорисующие объективы, а техника печати включала усложненные – даже для того времени – приемы: альбуминовый отпечаток, желатиносеребряный отпечаток, вирирование, черный или коричневый гуммиарабик, фототипия, бромойль, пигментная печать, фотоофорт, озобром, меццо-тинтография и другие.

Не всякий художник мог противостоять власти субъективизма. Так, еще в 1928 году Александр Родченко писал о пикториалистах: « Мы боремся собственно даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией “под живопись”… Мы обязаны экспериментировать» . Однако он же в середине 1930-х снимает в пикториальной манере знаменитую серию «Цирк» и сцены из классических опер и балетов.

Известная любовь классической русской литературы к пейзажным зарисовкам в творчестве пейзажистов-лириков обретала зримые формы. И в этом также была заложена ее потрясающая жизнеспособность. Фотосъемка темных аллей уже была невозможна без аллюзий на Бунина, среднерусских полей и охоты на рябчиков – без воспоминаний о текстах Тургенева, а лежать в траве и видеть небо уже трудно без того, чтобы не вспомнить толстовское небо Аустерлица.

Тем значительнее опыт фотосъемки пейзажных сюжетов, не попавших в анналы русской литературной классики. Байкал не описан в русской классической литературе, хотя с его именем тесно связано декабристское движение и тот культурный слой, что стал предвестником «бунтарского» характера российской словесности. Описанный в народном творчестве Байкал оставался недоступным для фотосъемки многие годы – и в силу удаленности, и из-за климатических и погодных условий. Несмотря на то, что здесь очень много солнечных дней, пейзажи Байкала неуловимы.

В этом контексте работы Олега Костюнина уникальны. Отраженная в его фотографиях романтика байкальских рассветов и закатов, кристальной прозрачности льда и серо-голубых полутонов передана с такой глубиной и любовью, что невольно испытываешь этот «лакирующий повседневность» восторг.
И это главная цель субъективной фотографии.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments