Category:

Хотел бы я её вернуть,опять идти под снегопадом…Как я хотел бы с нею рядом в тот переулок завернуть

Оригинал взят у aurora_cruiser в Хотел бы я её вернуть,опять идти под снегопадом…Как я хотел бы с нею рядом в тот переулок завернуть
Небольшой рассказ о фото-образе советской женщины. Здесь можно выделить два больших исторических периода: героический и лирический.
Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины – активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.
Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитое фото Ивана Шагина «Парад физкультурников на Красной площади» 1936 г.:

Образ женщины в советской фотоклассике



Шагин вообще создал целую галерею героических образов современниц.

Вот его снимок 1933 г. «Метания копья» с почти античной натурой:

Образ женщины в советской фотоклассике


Работа «Физкультурники» 1933 г. пышет здоровьем и откровенной сексуальностью:


Образ женщины в советской фотоклассике


А вот счастливая колхозница в работе «Новый урожай» того же 1933 года:


Образ женщины в советской фотоклассике


«Рабочий перерыв» Шагина 1933 г.:


Образ женщины в советской фотоклассике


«Иконой» советского фотоискусства стал образ Лили Брик на снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»:


Образ женщины в советской фотоклассике


Сам плакат, который интерпретируется и в наши дни:


Образ женщины в советской фотоклассике


Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов.


Один из серии снимков «ню» Александра Гринберга, 1920-е:


Образ женщины в советской фотоклассике


Однако к началу 30-х это направление было задавлено и ушло в
подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин
оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.


В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про «освобождённых женщин Востока».


Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта «Джигитка» 1936 г.:


Образ женщины в советской фотоклассике


Казахская трактористка (автор и год неизвестны):


Образ женщины в советской фотоклассике


По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.


«Сталин на совещании жен командиров», Шагин, 1936:


Образ женщины в советской фотоклассике


«Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны», Шагин, 1936:


Образ женщины в советской фотоклассике


Образ советской женщины в суровые годы войны – отдельная большая
тема. Приведём здесь лишь один снимок Грачёва «Для фронта» 1942 г.:


Образ женщины в советской фотоклассике


В период «оттепели» акценты советского фотоискусства поменялись,
женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и
многогранным, хотя фотографы всё равно продолжали воспевать
женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом.


Вот несколько характерных снимков из журнала «Советское фото».


У доски:


Образ женщины в советской фотоклассике


Молдавия:


Образ женщины в советской фотоклассике


Комсомольская ударная стройка:


Образ женщины в советской фотоклассике


«Лаборантка», 1962:


Образ женщины в советской фотоклассике


1960-е:


Образ женщины в советской фотоклассике


«Грустный мотив», Баскаков, 1976:


Образ женщины в советской фотоклассике