PHOTOPLAY (photoplay) wrote in prophotos_ru,
PHOTOPLAY
photoplay
prophotos_ru

Joel Meyerowitz: Вопрос цвета



С самого начала моей фотографической карьеры — буквально с самой первой кассеты плёнки — я работал в цвете и верил в потенциал цвета. Почему бы нет? Мир цветной. Даже не было вопросов о том какую пленку использовать. Кроме того, в этот волнительный период открытия для себя фотографии, я хотел видеть отснятые фотографии как можно скорее, получив готовые карточки в лаборатории.

Конечно тогда я был молод и неопытен и не знал о стойком неприятии цветной фотографии в среде профессионалов. Цвет в фотографии тогда имел оттенок коммерции, абсолютного любительства, аляповатой пестроты. Кроме того было почти невозможно печатать цветные фото самостоятельно в собственной лаборатории. Изо всех этих ограничений только последнее было справедливо: обработка и печать были сложны, особенно если вы были молодым фотографом без серьезной материальной базы.

В 1965 году я начал носить две камеры каждый день, одну с цветной, а другую с ч/б пленкой. Но я никогда не пытался сравнивать два почти идентичных кадра, и понять какой же вариант для меня более комфортен. Примерно в это время я встретил текст Джона Жарковского, где говорилось, что фотография описывает то, что происходит перед камерой. Это простая мысль заставила меня серьезно задуматься об идее фиксации реальности и о том, что накопление информации и есть самая главная функция фотографии.



В 1966-67-м я провел год в Европе, а когда вернулся обратно я смог внимательно изучить эти пары цветных и черно-белых кадров. Я увидел, что цветная фотография содержит в себе больше информации — только и всего! В ней было гораздо больше материала для видения и суждения, в то время как ч/б сводила цвета мира к монохромной гамме. Пока фотография была черно-белой, в течении более чем ста лет появилось множество замечательных картинок, но мы вошли в новый этап развития и цвет, как и все средства изображения, вступил в диалог с традиционной системой видения.

Цветная пленка была более требовательна — подбор экспозиции должен быть более тщательным, чем в ч/б. Но при ее помощи мы видели больше нюансов в описании окружающего мира. Такие качества изображения как резкость и целостность принуждали меня «читать» внутри кадра более внимательно, ведь даже маленький цветовой акцент на заднем плане придавал значение всему кадру. Наконец, когда я начал мыслить таким образом, запустился процесс осознания того, что я делаю. Я чувствовал, что цвет значит для каждого из нас очень много, как в настоящий момент так и в историческом плане.

Мы сохраняем цветные воспоминания так же как память о запахе (обоняние есть наиболее чистое чувство), и эти воспоминания пробуждают ощущения. И осознавая это, мы вырабатываем свой собственный словарь, связывающий цвета и ощущения. Кто знает почему мы выбираем те или иные цвета для дома, для одежды, или почему один цвет дает нам чувство спокойствия, а другой раздражает? Но эти различия существуют у всех нас и играют большую роль. Когда я начинаю фотографировать, я доверяюсь энергии цвета, которая является подосновой всей моей работы. Цветные и ч/б пары представленные здесь иллюстрируют идею о предпочтительности той или иной пленки в конкретных ситуациях.



Невеста в парке: "Меня привлекла здесь многомерность, которую привнёс цвет. В цветной картинке есть объем, в отличие от сплющенности черно-белой картинки, и это значит для меня очень много. Возможно, самое важное в кадре — это маленькое дерево. Мне очень нравится, что взгляд перескакивает взад-вперед между формальными героями фотографии мужчиной и женщиной, и возвращется к деревцу, как будто именно ему фотография и посвящена, а эти двое лишь по случайности оказались в кадре".



Человек и аэростат «GoodYear»: «Суть этой фотографии может быть отражена как в цвете так и в ч/б. Когда я смотрю на однообразную черно-белую гамму всё становится для меня скучнее. Мне хочется увидеть все оттенки кадра, цвет его шортов, этот животик, серебрянный отлив аэростата, цвет воздуха и воды, тени этой розоватой стены. Я жажду информации!»



Мать и дитя рядом со стендом с рыбами: «Оба эти кадра имеют оттенок некой абсурдности. Возможно, определить какой из них лучший может помочь только жребий. Съемка была на закате, как подсказывает тон неба и неоновые огни на заднем плане, и поэтому я выбираю цветной кадр, поскольку он содержит несколько больше информации о том моменте, когда эта группа странных людей оказалась оказалась одновременно в одном месте».



Супружеская пара заглядывает в окна выставочного зала: «Хотя обе эти фотографии хороши, но я всегда возвращаюсь к цветному варианту по той причине, что он лучше описывает тональности этого унылого дня, который проживают эти два престарелых парижанина. Всё это чуть менее заметно в ч/б варианте».



Человек, смотрящий в сад: «В этой одномерной фигуре, повёрнутой к зрителю спиной есть что-то от Магритта. Несколькими месяцами позже я почувствовал что Кодахром лучше сможет описать это ощущение. Разнообразие сада, деликатные цвета плаща в послегрозовом освещении, размер и воздействие этой фигуры на пространство сада понравились мне гораздо больше в цвете, чем в черно-белом варианте».


источник


текст: д. орлов/photoplay.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments