oldcolor (oldcolor) wrote in prophotos_ru,
oldcolor
oldcolor
prophotos_ru

Categories:

Творческое кредо Прокудина-Горского из первых уст

Какими принципами руководствовался С. М. Прокудин-Горский при создании своей знаменитой коллекции? По каким критериям он выбирал объекты съемок?  И почему многие из того, что нам хотелось бы сегодня увидеть, оставлось у него за кадром?
Оказывается, есть документ, где сам "мастер натурального цвета" излагает своё творческое кредо, представление о художественности и достоверности фотографии

Это обращение к читателям журнала "Фотограф-любитель" в мартовском номере 1907 года. Оно было написано Сергеем Михайловичем из Самарканда, где на протяжении всего января 1907 г. он увлеченно снимал "местные типы" и старинную архитектуру.  Существует вполне обоснованное мнение, что имеено первая Туркестанская экспедиция стала для Прокудина-Горского поворотным пунктом от "этюдно-открыточных " съемок к идее систематического запечатления достопримечательностей Российской империи во всём её этническом, культурном и природном многообразии.
Приводим текст обращения почти целиком:

"Чем больше ездишь по огромной нашей России, тем более и более убеждаешься в том, как далеко еще большинство профессиональных фотографов от художественности в своих работах. За очень малым исключением, когда фотография попадает в руки человека с природным художественным чутьем и личной инициативой, все остальное до того шаблонно, а часто и отвратительно, что мною порою овладевает какое-то уныние.
Исход из этой сплошной безвкусицы, мне кажется, возможен, помимо общего развития, лишь путём специальных школ с очень хорошим составом преподавателей, и не столько с технической стороны фотографирования, сколько с её художественной стороны. Не говоря уже о портретной фотографии, интересно остановиться на работе, в которой фотографу представляется полная свобода показать свой вкус и понимание именно художественной стороны искусства — я говорю об открытых письмах, издаваемых во многих городах России фотографами с их негативов.



Обратимся прежде всего к выбору сюжетов и точек зрения. Правда, что города и села за немногими, сравнительно с её величиной, исключениями, до того похожи друг на друга, что фотографу часто нечего снимать такого, что заслуживало бы внимания;  однако  есть места, не только составляющие исключения, но представляющие и особый интерес со всех точек зрения и надо быть особой бездарностью, чтобы не воспользоваться окружающими красотами.
Сегодня я купил открытые письма города Самарканда. Продавец заявил мне с некоторою гордостью, что письма печатаются заграницей фототипическим способом, как будто в Poccии невозможно сделать такое воспроизведете. Отчасти это, может быть, и верно, — такую плохую печать я редко видал даже в неважных печатных заведениях, — но это особый вопрос.
Самарканд делится на две части: старый и новый город. Новый город создался со времени завоевания Туркестана Россией, старый же город существует, если я не ошибаюсь, около пяти веков.
Новый город — это скучнейший, захолустный провинциальный городишко, с одноэтажными домами казарменного типа.
Старый город—картина восточной жизни со множеством интереснейших древних памятников, интересных не только с археологической стороны, но и со стороны чисто художественной. Красота форм постройки, законченность, поразительная мозаика стен из разноцветных глазированных кирпичей должна бы остановить внимание даже человека с не высоко развитым вкусом. Рисунки мозаичных стен и минаретов до того изящны и закончены, что, право, поражаешься почему при новейших постройках не пользуются этими старинными, к сожалению разрушающимися, образцами. Но я уклонился не в свою специальность."


Сам Прокудин-Горский был, очевидно, совершенно заворожен ярокстью красок самаркандских мозаик и снимал их во множестве в 1907 и 1911 гг.
Вот, например, одна из мозаик некрополя Шах-Зинда на снимке 1907 г.:


"Возвращаясь к открытым письмам, изданным г. Самаркандским фотографом со своих негативов, я должен сказать, что в таком месте, как Самарканду стыдно в серии писем давать сюжеты, вроде: «Женская гимназия», «Кауфманский проспект и т. п. Даже изображая торговую улицу в азиатской части города, фотограф снял наименее интересную её часть, представляющую с одной стороны ровненькие, чистенькие домики российской постройки. Неужели не нашлось ничего более типичного для азиатской части?
Другие снимки того же фотографа-издателя представляют или сплошную пошлость, или такое техническое и художественное невежество, что становится стыдно за господина фотографа. Напр., типы «Сартские женщины»: сидят несколько разряженных девушек, перед которыми стоит кальян; другая открытка изображает двух «костюмированных» девиц, из которых одна с папироской в зубах и стаканом вина в руке. Удивительно типично для сартских женщин!"


Сам Прокудин-Горский снимал сартских женщин правильно (Самарканд, 1911 г.):


"В Туркестанском крае так много солнца, и летом, и зимой, что не знаешь куда от него даваться и, я думаю, что моментальные камеры равно хорошо работают в Туркестанском крае, как и во всех остальных частях света. Если фотограф в Самарканде пользовался моментальной камерой, то позировки при таких снимках не требуется, если же он работал стативным аппаратом —то это довольно наивно.
Помимо типов (всегда позирующих) в открытых письмах имеются снимки с древних памятников, но как это снято—что за точки зрения!
Если можно отнестись снисходительно к людям, посетившим какую-либо интересную местность на два, три дня и не сумевшим выбрать интересных точек зрения, то фотографу специалисту, живущему в данной местности, нельзя извинить той поразительной безвкусицы, которую мы встречаем в открытых письмах г. Самаркандского фотографа.
Техническая сторона выполненных работ оставляет желать очень и очень многого. Крупный рисунок, украшающий стены и минареты мечетей, в открытых письмах, изданных г. фотографом, обращен в какую-то мазню и не дает ни малейшего представления о красоте этих действительно художественных зданий.
Я слишком долго остановился на Самаркандском фотографе, но сделал это потому, что вышеупомянутые крупные недостатки общи большинству профессиональных фотографов.
....

Самарканд.
С. Прокудин-Горский
"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment