oldcolor (oldcolor) wrote in prophotos_ru,
oldcolor
oldcolor
prophotos_ru

Чудеса реставрации братьев Ходаковских

В нашем недавнем сообщении мы писали о щедром даре, который сделали братья Константин и Владимир Ходаковские всем любителям творчества С. М. Прокудина-Горского, передав для публикации почти 500 реставраций великолепного качества.
Знакомство с их работой открывает для нас не только безупречный профессионализм, но и виртуозность, граничащую с настоящим чудом! Мы привыкли уже называть чудом прокудинские цветные фотографии столетней давности, теперь нашлись люди, которые сумели преодолеть их единственный крупный изъян - расслоение движущихся объектов как следствие продолжительной (тройной) экспозиции.
Эта т.н. "шевеленка" была единственным препятствием, которое мешала воспринимать далёкое прошлое как абсолютную реальность, увиденную собственными глазами. И это препятствие во многих случаях казалось уже неустранимым.
Однако мастерство и упорство творят действительно чудеса! Братья Константин и Владимир заставили "замереть" многотысячную толпу на Соборной площади Белгорода во время торжеств прославления Святителя Иоасафа Белгородского 4 сентября 1911 года:

Высокое разрешение

Вот более крупный фрагмент:



Высокое разрешение

А вот отреставрированный братьями снимок целиком:

Высокое разрешение

Другая "замершая" массовка - строительство моста через Тобол в 1912 г.:

Высокое разрешение

Снимок целиком:


Теперь посмотрим работу с крупными планами. Как известно, маленькие дети весьма непоседливы, и не очень прислушивались к просьбам фотографа "замереть на три секундочки".
Довольно известное фото группы детей в Белозерске после реставрации Ходаковских:

Высокое разрешение

Реставрация целиком:

Высокое разрешение

Ещё более впечатляет сведение на снимке "Монумент в память открытия Онежского канала" шутрого паренька, который просто пробежал перед камерой во время экспозиции:


Реставрация целиком:


Сведение группы отдыхающих у Евгеньевского источника в Боржоме:

Высокое разрешение

Реставрация снимка целиком:

Высокое разрешение

Сведение члена экипажа парохода М.П.С. "Шексна", 1909 г.:


Реставрация целиком:


Это далеко не полный список примеров ювелирной работы братьев Константина и Владимира.
Большинство реставраторов не берутся за это, ибо слишком сложно и затратно по времени. Некоторые принципиально считают, что такие артефакты ("шевеленка") являются неотъемлемой частью авторского изображения и их нельзя трогать.
Конечно, в этих расслоениях движущихся людей, облаков и ветвей на прокудинских снимках есть определённая "изюминка", динамизм, иногда даже какой-то особый шарм. Но сам-то Прокудин-Горский стремился, чтобы всего этого не было и в конце концов построил камеру для одномоментной цветной съемки (к сожалению, слишком поздно, в 1922 г.).
Поэтому наряду с "аутентичными" реставрациями обязательно должны быть такие виртуозные работы, в которых по-настоящему будет воплощаться мечта мастера о застывшей реальности "в натуральных красках".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments