oldcolor (oldcolor) wrote in prophotos_ru,
oldcolor
oldcolor
prophotos_ru

Прокудин-Горский и свобода фотографирования в Российской империи

В одном из недавних постов мы привели возмущенное сообщение Прокудина-Горского о запрете фотографирования на улицах в Италии.
А как обстояло дело в самой Российской империей со свободой фотографической съемки?
Дело обстояло совсем не просто, и лучше всего об этом рассказал сам Прокудин-Горский в редакционной статье своего журнала "Фотограф-любитель" за август 1909 г.

"3а последнее время я особенно часто получаю письма из различных местностей России с жалобами на всевозможные препятствия к фотографированию со стороны властей. Главным образом это относится к провинциальным городам и местечкам.
В настоящем номере приводится одно из таких писем. На днях читаю в одной из провинциальных газет, что какой-то любитель чуть не поплатился собственными боками за то, что хотел снять один из красивых железнодорожных мостов. Отдан приказ не позволять фотографировать мост и обязанность охраны возложена на сторожа, состоящего при мосте для отправления путейских обязанностей. Неправда-ли чудно
!"

Такой случай действительно имел место с одним пермским фотографом-любителем 12 августа 1909 г., т.е. за пять дней до приезда Прокудина-Горского в Пермь.
А вот и тот самый мост через Каму, у которого оказались столь ретивые сторожа, благополучно заснятый Прокудиным-Горским:


Однако читаем далее.



"Каких-либо точно формулированных законов о праве фотографировать то или иное — не имеется и все зависит от усмотрения начальствующих лиц. Особенно тяжко приходится тем, которые ради порядка, обращаются за разрешениями, что видно и из приводимого письма. Любопытно было-бы знать, чем собственно руководствуются те или иные власти, воспрещая фотографирование самых доступных предметов — напр. в приведенном случае моста?

По всем вероятиям предполагается, что фотографирование находится еще в периоде дагерротипии, когда для того, чтобы сделать снимок, требовалось целое сооружение и потому была полная возможность охраны от фотографирования. Неужели-же те, кто дают воспрещение делать снимки самых обычных предметов, до сих пор не знают насколько двинулась фотография даже со времени мокрого процесса, и что нет ровно никакой надобности в каких-либо разрешениях для фотографирования всего, что только вздумается, а что если и есть на свете такие люди, которые ходят за разрешениями, то это доказывает только, что они или жепают сделать снимки с стативной камерой, или идут потому, что из опыта с другими, а то и собственного, знают, что можно нарваться на неприятность.

Я еще могу понять, что есть смысл запрещения фотографирования мест стратегического значения или что нибудь в этом роде и то только в том случае, если эта охрана действительно фактически возможна, но запрещение напр. фотографирования моста, перекинутого через большую реку, по которой ходят пароходы — наивно по меньшей мере. Чего именно хотят достигнуть запрещением? Очевидно того, чтобы данное сооружение или его местоположение не было в точности известно, но эта то сторона и немыслима для защиты, ибо в настоящее время тот, кого может интересовать эта сторона дела, и спрашивать никаких разрешений не будет, так как способы фотографирования самые незаметные настолько выработаны и дают такие прекрасные результаты, что никаких разрешений не требуют. Процесс увеличения разработан превосходно и объективы дают поразительную резкость. Все это следовало-бы знать ранее, чем делать ненужные запрещения. С другой стороны, если фотограф работает со стативной камерой, то он преследует задачи чисто художественный или коммерческие, имея в виду продажу снимков публике. Это уже, мне думается, ничего общего с вредными для стратегических целей снимками не имеет и здесь запрещение может быть только вредным, приводя к нежелательным столкновениям и налагая ненужные обязанности.

В настоящее время как раз будет рассматриваться вопрос об авторском праве фотографа и весьма желательно сюда же включить и вопрос об отмене запрещения на фотографирование, ограничив запрещение самыми исключительными случаями и то только тогда, когда есть возможность охраны, иначе это будет пустой звук, что в законодательстве отнюдь недопустимо.

В Европе нигде, исключая Италии, нет запрещения на фотографирование в городах и местечках. Италия преследует, налагая запрещение. цель чисто коммерческую, ибо право фотографирования сдано определенному лицу и оно платит за это государству большие деньги; понятно, что государство и должно охранять право арендатора. И в Италии это касается только Рима и в Риме преследуются именно стативные камеры, так как они без увеличения дают достаточного размера художественные изображения.

Скажите мне пожалуйста, какой смысл имеет запрещение снимать Самару, Саратов и вообще города России стативными камерами? Между тем получение разрешения связано с гербовыми марками т. е. налогом и вполне несправедливым, ибо 99% фотографирующих никаких разрешена не возьмут, а такая цифра с очевидностью показывает, что если и есть по сему вопросу постановление, то его следует отменить.

Кроме того циркуляры о взятии разрешения приводят и к весьма нежелательным для фотографического дела последствиям. Дело в том, что Фотографические Общества, имеющие свой утвержденный устав, имеют право выдавать разрешения на право фотографирования, что, конечно, превосходно, ибо не вызывает лишней волокиты для членов Общества. Узнав о таком праве, лица, не имеющие собственно серьезного отношения к фотографии, и буквально ничем не могущие способствовать её развитию, стремятся сделаться членами Обществ только с целью получения билета с правом фотографирования, а затем, получив такой билет, никогда уже на заседаниях Общества не бывают и вообще Обществом нисколько не интересуются. В Обществе является таким образом ложное представление о числе якобы активных членов Общества, а на собрания приходят 10 человек при составе Общества в 100 членов. С другой стороны нельзя винить и этих бутафорских членов Обществ. Внеся 5 руб. и членом Общества делаешься, что лестно, и право беспрепятственного фотографирования приобретаешь, а то изволь возиться с писанием бумаг и различной волокитой, да еще, спаси Бог, провинциальной.

Задача моя не мораль читать, ибо это бесполезно, — не законопроекты предлагать, ибо это мне не поручено, а констатировать факты, отравляющие много минут многим людям. Дело это быть может и маленькое в общегосударственном смысле, но внимания все-таки заслуживает. Вся жизнь состоит из одних мелочей.

С. Прокудин-Горский.
Екатеринбург.
"

Напомним, что дело было уже после революции 1905 г. и Манифеста, даровавшего русским подданным конституционные права и свободы, т.е. это было максимально свободное время за всю дореволюционную историю России (или наименее несвободное?).
Сам Прокудин-Горский, как известно, с мая 1909 г. имел в кармане особое царское предписание, позволявшее ему снимать всё, что он сочтёт нужным. Однако, что самое интересное, это предписание не избавляло фотографа от необходимости получать кучу дополнительных разрешений перед каждой поездкой и кланяться каждому местному начальнику.
Например, перед своей поездкой по Волге Прокудин-Горский 14 апреля 1910 года обратился с прошением о выдаче ему "открытого листа" для съёмок достопримечательностей, храмов и монастырей (Тверской губернии). Разрешение было получено только в июне!

А вот как выглядело, например, разрешение Прокудину-Горскому на съемку ВНЕШНЕГО вида Бородинского дворца:

А праве снимать внутри даже речи нет.
Интересная особенность бюрократической системы: предписание первого лица в государстве не имеет никакой силы для низших чиновников, они подчиняются только своим непосредственным начальникам, у которых и надо спрашивать разрешение. Стоит ли и говорить, что сейчас система точно такая же, на территорию частной фирмы охранник не пустит даже министра внутренних дел, пока не получит по телефону разрешения от хозяина (или старшего по объекту). Впрочем, в такой системе есть своя логика.

Прокудин-Горский, как и все смертные, был бессилен против системы и предпочитал строго следовать её правилам во избежание всяких недоразумений. Но всё же как человек неравнодушный он попытался внести свою маленькую лепту в утверждение свободы фотографирования в Российской империи.
27 ноября 1909 г. Прокудин-Горский прочитал V Отделу ИРТО приказ Московского Градоначальника о разрешении членам Московского Фотографического Общества снимать на улицах. По этому поводу было указано на частые недоразумения  с полицией, которые приходится испытывать при съемках на улицах членам Технического Общества. Постановлено обратиться через Совет в Министерство Внутренних Дел с просьбой об устранении затруднений членам Общества, ставящихся постоянно наружной полицией, при съемках в С.-Петербурге и других городах (Записки ИРТО, 1910, №8-9, стр. 170).


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments