?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Light painting photography
light
churkinms wrote in prophotos_ru


Предлагаю вашему вниманию статью про рисование светом (light painting photography), точнее его истоки и ранние формы (Публикуется впервые).
Этот пост будет интересен всем кто снимает на пленку, изучает историю фотографии, интересуется рисованием светом, как отдельным фото-направлением.

Осторожно трафик 11Mb -->

Рисование светом, как процесс, появился одновременно с фотографией.
Точнее - фотография изначально и была изображением, нарисованным солнечным светом!
Само название первых запечатленных изображений свидетельствует об этом – они назывались «гелиографиями», то есть буквально – «нарисованными солнцем». Автором этих гелиографий был француз Жозеф Нисефор Ньепс, и первая в мире гелиография была сделана им на пластине из сплава олова со свинцом в 1826 году. Время экспозиции составляло несколько часов, потому что светочувствительность этого метода была поначалу очень невысокой и сильно зависела от интенсивности источника света, которым в ту пору мог быть только один подходящий объект – солнце.

Сегодня мы называем такую съемку «съемкой на длинной выдержке» и у нас имеется немало прекрасных образцов светописи, выполненных подобным образом. Как мы знаем, в таких случаях все переменчивое и подвижное либо исчезает в кадре, либо приобретает более сглаженные и монолитные черты. Взгляните на дагерротип Джеймса Валентайна (James Valentine) «The Falls of Clyde, Bonnington Falls», который был снят в 1871 году. Разве это не те же застывшие водяные струи, которые без числа повторяются на современных фотографиях мастеров long exposure?



Условия для рисования светом становились все более приемлемыми - с постепенным уменьшением времени экспозиции дагерротипов (а впоследствии – отпечатков на коллоидных растворах) до нескольких минут и даже секунд. Но где же рисунки светом того времени? Да, в архивах мы не видим собственно следов от перемещающегося источника света, но не сложно предположить, что такие случайные возможные следы (от факела или солнечного отражения в куске зеркала) воспринимались в ту пору несколько иначе, чем в наши дни… С момента появления и на долгие годы вперед за фотографией не признавалось право на эстетическое творчество. Художники той поры рассматривали светопись как механическую копию действительности, способную быть разве что суррогатом живописи. В то же время, возможность фотографии стать полным и точным документом была признана очень рано. В таких условиях отклонения от реализма однозначно воспринимались как недостаток отпечатка, как брак - со всеми вытекающими последствиями (подобные фотографии не сохраняли, пластины смывали для последующего использования).

1839 год. Англичанин Уильям Талбот (William Henry Fox Talbot), изобретатель негативно-позитивного процесса для бумажной фотографии, делает серию так называемых «фотогенные рисунков». Приём заключался в следующем - на светочувствительную бумагу укладывались разнообразные предметы и такой «сэндвич» выставлялся на солнце. Происходило экспонирование фотобумаги и после проявки получался «световой рисунок» - чёткий контур предмета. Например, листья растений, в некоторых местах немного прозрачные, оставляли великолепные по качеству отпечатки.



1843 год. Хорошая знакомая Талбота Анна Аткинс (Anna Atkins) (к слову сказать – первая профессиональная женщина-фотограф!) издает целую книгу «фотогенных рисунков» с изображениями морских водорослей



Первые опыты безлинзовой фотографии Талбота, впоследствии названной «фотограммой», в начале 20 века легли в основу художественных экспериментов мастеров из группы «Баухауз».

Время шло. В 1884 году американский фотограф Томас Икинс (Thomas Eakins) запечетлел на длинной выдержке прыгающего мужчину, использовав прием, который сегодня мы называем «мульти- экспозицией». Во время экспонирования одной и той же пластины Икинс с помощью стробоскопических шторок 8 раз на короткий промежуток времени открывал доступ света в объектив (см. фото). Ну чем не стробоскопические фотографии Гийона Мили (Gjon Mili), сделанные им в середине 30-х годов двадцатого столетия при помощи вспышки?



В 1889 году профессор Этьен-Жюль Марэ (Etienne-Jules Marey) (Франция) совместно с Джорджем Демени (Georges Demeny) в процессе изучения движений человека получил, видимо, первый в истории человечества осознанно выполненный рисунок светом.


На этой фотографии мы видим след от лампочек накаливания, закрепленных на теле Демени во время его прохода перед камерой. Конечно, это был фотодокумент, а не произведение искусства, однако для нас в этой истории важен сам факт преднамеренного получения видимого следа от перемещаемого источника света.

Итальянец Антон Брагалья (Anton Bragalia) в начале 1911 года основывает новое футуристическое направление в художественной фотографии - фотодинамизм. Брагалья снимает на длинной выдержке, перемещения в кадре своих моделей - приём, который широко используется современными светоживописцами. Техника Брагальи убедительно продемонстрировала саму возможность фиксировать динамические характеристики света в кадре (такие как скорость и направление перемещения излучающих свет предметов – неважно, фонарик это или подсвеченный смычок). До появления "световой кисти" (подвижного источника света) оставалось совсем немного времени!




В 1914 году американец Фрэнк Гилбрет (Frank Gilbreth) прикрепляет маленькие лампочки к рукавам фабричного персонала и снимает трудовой процесс на длинной выдержке, рассчитывая получить карту перемещений рук рабочих. Задача снова не художественная, но результат был уже предсказуем – видимые следы, оставленные на фотопленке движущимися электрическими лампочками.





Немного забегая вперед, отметим, что в 1924 году, в Советской России, руководитель Центрального Института Труда (был такой!) Алексей Капитонович Гастев также проводил исследования по эргономике рабочих процессов. Гастев использовал тот же прием, что и Гилбрет:



Итак, продолжаем. В 1918 году немецкий фотограф Кристиан Шад (Christian Schad) создавал абстрактные коллажи, используя приемы Уильяма Талбота с уже явными художественными целями.



Полноценным художественным опытом в светоживописи следует считать работы венгерского художника Ласло Мохой-Надя (Laszlo Moholy-Nagy), выполненные им в период с 1922 по 1944 г.г. Мохой-Надь развил технику «фотограмм», начав масштабно использовать полупрозрачные, преломляющие свет объекты и добавив к естественному освещению «подрисовку светом» от фонарика.



Кроме того, Мохой-Надь первым начал фотографировать на длинной выдержке движущиеся светящиеся (или отражающие свет) элементы механизмов.




Этот прием впоследствии получил определение «lumino kinetic art». Известен снимок Мохой-Надя, выполненный в 1936 году, который называется «Light Painting on Hinged Celluloid»:

информация взята отсюда


Вероятно, это первое задокументированное определение нашего стиля как «light painting». К тому же, на снимке отлично виден полноценный и довольно таки непростой настоящий рисунок светом!

Светоживопись, как самостоятельное направление арт-фотографии, состоялась!


Вслед за Мохой-Надем, в 1935 году, американский художник-авангардист Мэн Рэй (Man Ray настоящее имя Эммануэль Радницкий, его родители эмигрировали из России) продолжил художественные эксперименты по рисованию светом – уже в буквальном смысле этого слова. Мэн Рэй, видимо, первым активно использовал технологию, ныне называемой «световым пером» («световой кистью») – приём этот заключался в следующем. Мобильный источник света (небольшая лампочка на достаточной длины проводе или миниатюрный фонарик) перемещался рукой артиста в пространстве, описывая воображаемые фигуры – как если бы художник рисовал кистью на холсте. На длинной выдержке траектория движения лампочки фиксировалась как светящийся след, висящий без опоры в воздухе – поэтому Мэн Рэй, видимо, и называл свои работы «письмом в пространстве (space writing»).



Мэн Рэй выполнил несколько автопортретов, украшенных световыми завитушками. Однако, творческий потенциал подобного художественного приема в полной мере раскрылся только в нашем, двадцать первом веке. Забегая немного вперед, обратим внимание читателя на поразительный факт: в 2009 году известный американский фотограф Эллен Кэри (Ellen Carey), последовательница Мэн Рэя, при внимательном рассмотрении его автопортрета обнаружила среди хаоса световых линий автограф мастера! Общеизвестно, что выполняя рисунок светом лицом к камере, мы в результате получаем зеркальное отражение нашего рисунка. Кэри сделала зеркальную копию фотографии Мэн Рэя – и в глаза бросились четко прописанные крупные буквы М и R! Еще немного пристального внимания к абстрактному на первый взгляд рисунку, и глазам Эллен открылось удивительное зрелище – совершенно отчетливая витиеватая подпись «Man Ray».




Мастер зашифровал в своем произведении собственный псевдоним! И таким образом, стал первым в истории светохудожником, нарисовавшим буквы…

Американский фотограф-абстракционист Фрэнсис Брюгьер (Francis Bruguiere) в 1936 году, экспериментируя с безлинзовой технологией съемки, получает такую фотограмму:



Американец с украинскими корнями, Натан Лернер учился в "Новом Баухаузе" у Мохой-Надя в конце сороковых годов. В 1938-39 годах Лернер сделал несколько интересных снимков:


Автомобильные огни (это, видимо, первый опыт фотографирования столь популярных нынче car lights).


Американский фотограф Барбара Морган в 1940 году, вероятно, была первым светохудожником, попытавшимся отразить ритмическую структуру светового рисунка в каллиграфических узорах.




Забегая немного вперед, заметим, что Морган интересовалась светоживописью и в 1967 году, свидетельством тому эта фотография:



В сороковых годах продолжает свои эксперименты в арт-фотографии и Ласло Мохой-Надь:



Продолжает историю свтоживописи очень яркая звезда на фотонебосклоне – албанец Гьен Мили (Gjon Mili), эмигрировавший в США. В 1937 году Мили познакомился с профессором Гарольдом Эдгертоном, который стал первым использовать в фотографии стробоскоп и получил такие знаменитые снимки как «Капля молока», «Пуля, прорезающая карту» и многие другие. Гьен Мили, воодушевленный такими возможностями, подошел к творческому аспекту стробофотографии с большим энтузиазмом и стал одним из самых известных фотографов в Америке. Он показал миру всю красоту остановленного движения или серии остановленных в одном кадре мгновений (верхнее фото – 1942 год, нижнее – 1945).






Снимая на длинной выдержке фигуристок во время тренировок, Мили прикрепляет к их конькам лампочки и получает фотографии, которые, пожалуй, впервые за всю историю светоживописи приобрели широкую известность у современников – благодаря публикациям в журнале “LIFE”:


На этих снимках – фигуристка Кэрол Линн (Carol Lynne), снимки 1945 г.


Именно эти фотографии (и сотрудничество с “LIFE”) привели к тому, что в 1949 году Мили осуществил самый грандиозный прорыв в художественном восприятии светоживописи – он заинтересовал новыми возможностями Пабло Пикассо и сфотографировал световые рисунки маэстро!




Множество других замечательных рисунков светом, выполненных Пикассо, смотрите тут


Незадолго перед тем, как Пикассо и Мили сделали эти фотографии, в 1943 году американец Джек Делано (Jack Delano, урожденный Овчаров, его родители эмигрировали с Украины) сфотографировал на железнодорожных путях стрелочника, подающего сигнал «стоп» ярким фонарем.



Также незадолго до фотосессии Пикассо, в 1946 году известный американский фотограф Гарри Кэллахан (Harry Callahan) сделал, по видимому, первый снимок, выполненный в технике “camera toss” («перемещение камеры»).



В 1949 г. американец немецкого происхождения, известный фотограф Андреас Фейнингер (Andreas Feininger), первым догадался сфотографировать увешанные электрическими лампочками увеселительные аттракционы с вращающимися деталями. С тех пор подобных снимков не делал только ленивый




Также Фейнингер известен классическим "кинетическим" снимком полета игрушечного вертолета с лампочкой на лопастях.



Американец швейцарского происхождения Герберт Маттер (Herbert Matter), основоположник графических коллажей в рекламе, в 1953 году провел забавный фотоэксперимент - он сменил пиджак и штаны перед камерой с открытым затвором. Свет, разумеется, был погашен, а на запястьях и щиколотках фотографа были закреплены электрические лампочки. Вот результат:



В некоторых источниках указывается, что нижеприведенный снимок, сделанный французом Жоржем Матье (George Mathieu) в 1957 году, также является примером светоживописи. Однако, нам не удалось найти никаких тому фактических подтверждений – Матье был известным каллиграфистом, свои картины он писал маслом, и фотографией не увлекался. Скорее всего, эта фотография – пример фотомонтажа. Однако – прекрасный монтаж!



В 1975 году американка Эллен Кэри (Ellen Carey) публикует свои светоживописные автопортреты:



Вероятно, именно эти фотографии Кери подтолкнули другого известного американского фотографа Давида Лебе (David Lebe) к серии замечательных рисунков светом в 1976 году….

…однако, с этого момента современная история светоживописи достаточно полно изложена на сайте http://lightpaintingphotography.com/light-painting-history/, которым я и предлагаю воспользоваться читателю (статья на английском языке).

Автор: Сергей Чуркин
Копирование и воспроизведение текста, полностью или частично, без согласия автора запрещено.

Права на фотографии принадлежат вышеуказанным фотографам.
Автор использовал информацию и фотографии из открытых источников:
http://www.artvalue.com
http://www.photo.far-for.net
http://www.terminartors.com
http://www.wikipedia.org
http://www.lightpaintingphotography.com

  • 1
Очень здоровская статья! Спасибо!

Сделал ссылку на пост в фейсбуке. Надеюсь, вы не возражаете.

нет, не против - знание в массы!

Благодарю! Пост выдернул из быта и заставил задуматься о творчестве!

Приятно слышать.
Удачи вам в творчестве!

Отличная статья! И примеры наглядные. Спасибо.

Спасибо, надеюсь что-то новое для себя вы узнали/открыли.

Очень классно проработана тема! Спасибо.

и Вам спасибо, труды не напрасны.

отличная статья, спасибо

Увидев нечто, что говорят впервые в жизни получил Ньепс, я подумал щас тут расскажут про камеры обскура и про коробки собирающие свет, а тут опять лампочки...

  • 1