ivan_smelov (smelov) wrote in prophotos_ru,
ivan_smelov
smelov
prophotos_ru

Categories:

О направлении света в режимное время

Прочитал статью А.Ермолицкого (aermolitsky"Как снимать рассветы и закаты" и решил ее немного дополнить, так сказать, со своей колокольни . Сразу оговорюсь, что мой текст рассчитан на подготовленного читателя. Перед прочтением рекомендую ознакомиться с обозначенной выше статьей Александра.


Определимся с терминологией: Всё, что написано про закаты, распространяется и на рассветы. Всё, что написано про вечернюю съемку после заката, также распространяется и на утреннюю съемку незадолго до рассвета. С учетом сказанного выше, далее будем говорить только о закатах.

За отправную точку возьмем следующие два утверждения (их придерживается большинство моих коллег, с которыми мне доводилось ходить на съемки):

1. Съемка на закате.
"Хорошо снять архитектуру на закате довольно непросто. Во-первых, надо дождаться времени года, когда закат будет именно за тем архитектурным ансамблем, который, по замыслу, является объектом съемки. Во-вторых, нужно чтобы повезло с погодой и сам по себе закат (рассвет) был красивым и фееричным".

2. Вечерняя съемка после заката.
Хорошо снять архитектуру вечером после захода солнца очень легко. Ведь, раз солнце уже зашло, то не надо заморачиваться с его положением, а также временем года и погодой. Достаточно просто разложить штатив, выбрать композицию и сделать кадр. А если при этом еще дождаться, когда включат уличную подсветку, так вообще, шедевр получится!

Вот как раз утверждение №2-то я и хочу опровергнуть. При съемке архитектуры после захода солнца, его положение по-прежнему также важно, как и в случае съемки в контровом свете на закате.

Сказанное поясню следующим примером:




Как видим, фотография слева выглядит довольно уныло. Почему? Да потому, что солнце зашло сбоку. Из-за этого, вся сцена разом погрузилась в тень, а небо оказалось мало того, что достаточно светлым, но и неравномерным по яркости.

Фотография справа выглядит куда лучше. Причиной тому - солнце, которое ещё не скоро, но должно взойти за спиной у фотографа. Его первые лучи уже осветили высокие шпили архитектурных доминант, придали насыщенность зелени, а небо не тронули - в противоположной стороне от солнца небо осталось тёмным, глубокого синего цвета.

Кстати, вы заметили, что за счет того, что фотография справа более контрастна, она кажется резче? Меня спрашивают: "Как вы добиваетесь такой невероятной резкости на своих снимках?". Очевидно, дело здесь не только в камере и в объективе, но и в выбранном времени съемки, как это ни странно.

****
Поспорили Мышь и Верблюд.
- Я первым увижу солнце, - сказал Верблюд.
- Нет, я первой увижу солнце, - ответила Мышь.
- Не спорь со мной, - рассердился Верблюд. - Ты не больше моей ресницы, а я гора.
Всю ночь Верблюд смотрел на восток, чтобы увидеть первым солнце. А Мышь сидела на горбу у Верблюда и смотрела на Запад. Хитрая Мышь знала: когда настанет рассвет, солнце сначала осветит вершины западных гор. Начался рассвет - засверкали западные горы. А Верблюд все смотрит на восток, ждет, когда солнце появится.
- Я первой увидела солнце, - закричала Мышь. - Оглянись!
Оглянулся Верблюд и видит: горы на западе сияют, озаренные первыми лучами.
Так маленькая Мышь оказалась умнее большого Верблюда.
С тех пор первый месяц в году у бурят называется месяцем Мыши.


Что же касается съемки в пасмурную и дождливую погоду, то тут, как правило, действительно неважно, где зашло солнце. Цвет и яркость неба, затянутого облаками полностью определяется цветовой температурой и оттенком искусственных источников света в городе. Поэтому, единственно важным условием при такой съемке является не пропустить момент включения уличной подсветки. Когда подсветка только зажглась и фонари не успели разгореться, можно поймать момент, в который небо и вся сцена в целом имеет лёгкий пурпурный-голубой тон. Снимки в этом случае получаются не такими выразительными, как в примере, описанном выше (фото справа), но достаточно хорошими, чтобы спасти вечер и не остаться совсем без кадра (особенно актуально, если непогода застала вас в чужом городе и прийти переснять нет возможности). 



Снимок на примере выше был сделан в условиях сильного тумана и моросящего дождя. Кадр спасла красивая и богатая уличная подсветка, до включения которой картинка была практически монохромной и очень скучной. 10 минут спустя эта подсветка разгорелась и окрасила небо в ужасный буро-зеленый цвет - фотографировать было уже невозможно.

Если на улице идет дождь, не стоит складывать фотоаппарат также и потому, что намокший асфальт, порой, выглядит очень симпатично и можно получить оригинальные снимки (как на примере ниже). Однако, это уже тема для отдельного разговора.



Выводы: 
1. При съемке пейзажа в послезакатное, или предрассветное время относитесь к вопросу расположения солнца также серьезно, как и в случае съемке непосредственно на закате/рассвете. Лучшие фотографии получаются тогда, когда солнце село за спиной. При этом небо в кадре равномерное, насыщенное и достаточно тёмное, имеет приятный синий оттенок. Сама же архитектура подствечена последними лучами, отраженными от неба, поэтому выглядит ярко и празднично. Худшие кадры получаются тогда, когда солнце зашло сбоку - вся сцена разом тускнеет, а небо остается светлым, блеклым и неравномерным по яркости. 
2. Если на улице разгулялась непогода, а кадр всё равно нужно сделать, не спешите отчаиваться. Дождитесь момента включения уличной подстветки (если вы в городе, конечно) и сделайте снимок. Только не опоздайте, цвет неба при плохой погоде быстро меняется в худшую сторону по мере того, как разгораются фонари на улице.



Моя предыдущая статья для Prophotos_RU: "Что делать, если у вас украли фотографию".
Tags: наш автор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →