ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской (sunsandy) wrote in prophotos_ru,
ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской
sunsandy
prophotos_ru

Category:

Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий! Часть 4. Мастер-классы

Мастер-классы и их роль в образовании фотографа

Elliott Erwitt, East Hampton, New York, 1983

В современной фотоиндустрии мастер-классы заняли самые прочные позиции, а их авторы безраздельно завладели умами участников и зрителей. Посещение подобных мероприятий недёшево, программы расписаны на месяцы вперёд, а тем, кто не успел зарегистрироваться или не нашёл лишней пары тысяч рублей остаётся лишь грустить и терпеливо ждать милости судьбы. Но реальное положение дел такого, что в великом множестве фотографических событий найти действительно стоящее и полезное, с точки зрения конечного результата, не так-то уж просто, потому как среди тех, кто действительно хочет нести знания и свой опыт в массы, находится и множество шарлатанов, единственная цель которых – быстрый и лёгкий заработок. И для того, чтобы не стать жертвой чужой алчности, а найти ответы на интересующие вопросы и овладеть новыми фотографическими навыками, необходимо детальнее разобраться в данной теме. Что мы и попробуем сделать…

В представленных статьях вы найдёте:

  • Самообразование начинающего фотографа: проблемы и возможности (Часть 1)

  • Стратегия комплексного (трёхстороннего) фотографического самообразования (Часть 1)


Сейчас стало очень модно проводить мастер-классы по фотографии. Тематика их может быть самой разнообразной: от основ фотографии и работы с камерой до демонстрации сложнейших световых схем и обсуждения художественных аспектов фотоискусства. В менее удачных случаях это превращается просто в вечер «имени себя». Кроме того, для большего коммерческого успеха и поддержания респектабельности мастер-классами теперь называют любое фотографическое учебное мероприятие, вне зависимости от формата проведения. А употребление терминов «семинар» или «лекция» напротив, с точки зрения маркетинга считается не солидным и малоприбыльным. Модным, соответственно, стало и посещение мастер-классов, в этом направлении ведётся «правильная» рекламная агитация: «Если ты не посещаешь мастер-классы – ты не фотограф, ты не с нами, ты не в тусовке». И конечно, молодые авторы, лишенные в силу разных обстоятельств возможности бывать на подобных мероприятиях, бьют тревогу, и не только от осознания упущенных знаний, но и по причине отстранённости от чего-то «невероятно важного и значимого», без чего дальнейшее развитие, по их мнению, становится невозможным. Здесь начинают свою работу бессознательные связи и ассоциации, приводящие к заблуждениям. А на первых этапах профессионального становления, когда нет ещё чётких ориентиров, очень легко поддаться власти ложных представлений и страхов. Подливают масла в огонь и старшие коллеги… Безусловно, существуют различные информационные фотопорталы, книги, журналы, где можно почерпнуть много нового и полезного, но мастер-классам отводится особая роль. И часто можно даже попытаться задать интересующий вопрос заслуженному мастеру в его ЖЖ, но ответ почти всегда следует один и более чем исчерпывающий: «Приходите на мой мастер-класс!» – тут же прилагается ближайшее расписание и прейскурант с четырехзначными цифрами, а кто не может – «я не виноват!» И я ни в коем случае не призываю фотографов «раскрывать творческие секреты» бесплатно, но подобное поведение очень напоминает спекуляцию, в результате которой, выплывают лишь сильнейшие. А количество мастер-классов в год уже претендует на звание больших гастрольных туров, как те, которые в рамках «чёса» устраивают звезды эстрады. Но здесь важно помнить, что главная цель любого мастер-класса – это, прежде всего, передача своих знаний и опыта другим. Если же подобная форма работы продиктована исключительно желанием заработать, может случиться так, что очень скоро качество заменится количеством, и первыми пострадают участники, то есть записавшиеся слушатели. И если для такого фотографа проведение мастер-классов является единственным источником доходов, встаёт вполне справедливый вопрос о его компетентности и востребованности в основной профессиональной нише, то есть как фотографа снимающего, а не преподающего. Для западных, американских и европейских, фотосообществ характерны самые различные формы работы, рассчитанные не только на состоятельную аудиторию. Самая распространённая их них – это авторский блог, где успешные не только творчески, но коммерчески, фотографы делятся без утайки своими наработками, опытом и знаниями. И это естественная практика, поднимающая авторитет фотографа и работающая на его репутацию. Фотографы не боятся прямо отвечать на вопросы своих читателей и зрителей, и при этом посещаемость их мастер-классов, лекций и семинаров не снижается. Снобизм чужд этим людям. Таким образом, страшно не пропустить какой-либо мастер-класс, а попасть в руки того, кто преследует единственной своей целью заработок, но никак ни желание научить.

И когда начинающий фотограф планирует своё время и возможности и находит в них место для подобной формы обучения, он должен, прежде всего, чётко понимать, что хочет получить и вынести после посещения мастер-класса, соответствует ли это его текущим потребностям и, как не стать жертвой чужой алчности, а заплатить деньги за действительно качественно и профессионально выполненную работу.

Для начала необходимо разобраться в том, что представляют собой существующие формы работы фотографов с группами участников-слушателей-зрителей, чем они отличаются друг от друга, какие возможности предоставляют.

Итак:

Мастер-класс – это мероприятие, которое носит обучающий характер, адресованное определённой целевой аудитории и представляющее собой наглядную демонстрацию какого-либо вида деятельности, его технической стороны и нюансов освоения, с подробными комментариями. На фотографическом мастер-классе могут быть показаны способы работы со студийным или естественным освещением, техники компьютерной обработки изображений, создание различных визуальных эффектов, приёмы работы с моделью или несколькими моделями и т. д. Нередко мастер-классы включают в себя практическую часть для зрителей-фотографов, когда они могут попробовать свои силы наравне с ведущим, а также просмотр работ (портфолио-ревю). Эффективность проделанной работы зависит от многих факторов и в частности от уровня общей организации. Если планируется проведение практических упражнений, то количество участников играет важную роль. Самое оптимальное в таких условиях – это группа из 15-20 человек, в противном случае проконтролировать успеваемость даже каждой пары присутствующих будет весьма сложно.

Семинар – ещё одна форма групповой работы, в зависимости от тематики, рассчитанной на свою целевую аудиторию. Её образовательные задачи могут реализовываться в теоретической части, в диалоге-обсуждении, а иногда и практической. Но доминирует здесь теория, когда необходимо представить большой материал, не нуждающийся в непосредственной демонстрации, как во время мастер-класса. Семинары по фотографии больше подходят для таких тем, как композиция, психологические аспекты работы с человеком при создании портрета, художественная составляющая фотографии, самопрезентация фотографа и т. д. Часто ведущий оставляет достаточно времени для вопросов по теме.

Лекция – учебное мероприятие, которое уделяет всё своё внимание теоретическим вопросам и проводится как монолог. Нередко, однако, в завершении слушателям предоставляют возможность задать вопросы. Эта форма работы подразумевает практически неограниченное количество участников, таким образом, охватывается значительная аудитория. Возможные темы весьма разнообразны: история фотографии, творчество отдельно взятого фотографа, жанры, стили, направления, развитие авторского стиля фотографа, видения, проблемы современной индустрии и т. д.

2-4-х-дневные занятия – при должном уровне преподавания это очень интенсивная и эффективная форма обучения, которая может быть посвящена одной или нескольким темам и состоять, как из теоретической и демонстрационной, так и практической частей, во время которой отрабатываются и закрепляются приобретённые знания. Число участников часто ограничено (10-12) по причине индивидуализированного подхода к обучению. Широкий спектр тем: портретная фотография, компьютерная обработка, аналоговые и альтернативные фотопроцессы, создание фотопроектов и т. д.

Теперь, казалось бы, достаточно выбрать интересующее мероприятие и записаться на него. К сожалению, в действительности всё может выйти несколько иначе. За последние 4 года я посетила около 15 различных учебных фотографических событий: были среди них и мастер-классы, и семинары, и лекции. Сейчас, анализируя полученный опыт, мне хотелось бы сформулировать основные проблемы, с которыми может столкнуться потенциальный фотограф-участник, если ведущим-устроителем были допущены серьёзные ошибки в организации учебного времени, процесса или подачи материла:

1. Несоответствие темы содержанию . Это одна из самых распространённых ситуаций, когда содержание мероприятия не соответствует заявленной теме, названию. Например, несколько мастер-классов по портрету, на которых мне довелось побывать, заменялись дискуссиями между фотографом и зрителями о том, из каких этапов складывалась карьера самого автора, в другом случае – фотограф на всём протяжении времени показывал свои работы и рассказывал истории их создания – демонстрационная (работа с моделью) и практическая части отсутствовали. Ещё один фотограф представил во время теоретической части набор слайдов в жанре «репортаж». Связей этой темы с психологическим портретом выявлено не было. Что является причиной такого положения дел сказать трудно и, к сожалению, обезопасить себя также практически невозможно. Наверное, единственный возможный выход – это посоветоваться, получить отзыв кого-то, кто ранее уже был на этом мастер-классе, если, конечно, он не проводится впервые.

2. Несоответствие формата мероприятия содержанию . Если отталкиваться от приведённых выше определений различных обучающих мероприятий, то легко представить, какие темы могут быть наиболее полно раскрыты в том или ином случае. Тем не менее, существуют вопросы, рассмотрение и изучение которых возможно лишь в строго обозначенных рамках. К примеру, такие актуальные и громкие сегодня темы, как художественный или психологический портрет, мелькают в названии мастер-классов каждого второго фотографа и сколько фотографов, столько и способов трактовки. Суть художественного портрета складывается из многих факторов, создание произведения требует времени, духовных и физических сил, опыта и большой проделанной работы. Формат же мастер-класса позволяет продемонстрировать лишь часть необходимой работы фотографа, модели, используя для этого возможности студийного пространства и различных вариантов освещения, а значит, при таком подходе, тема будет освящена не в полном объёме. А более подробное рассмотрение всех остальных аспектов лежит уже в плоскости исключительно теоретических знаний, потому как создание портрета каждого отдельно взятого человека – это по своей природе – уникальная ситуация, и стратегия взаимодействия фотографа и портретируемого, которая подходит для одной фотосессии, может быть бесполезной для другой. Всё индивидуально. И здесь, скорее всего, речь должна идти о развитии некой общей концепции, авторской позиции и комплексного взгляда, с учётом психологии, особенностей характера, темперамента и многих других составляющих. Поэтому, только демонстрация световых схем и ракурсов для позирования не может служить залогом и основой создания художественного или психологического портрета. Если на подобном мастер-классе фотограф отклоняется от заявленной тематики, делая акцент исключительно на технических аспектах создания портрета, то не стоит стесняться и нужно прямо задавать интересующие вопросы, ради ответов на которые вы и пришли: как найти подход к человеку, как расположить его к себе, как научиться чувствовать внутреннее состояние портретируемого и какими средствами возможно выразить это и т.д. и т. п.

3. Плохо организованная демонстрационная или практическая часть мастер-класса . Это беда почти всех мероприятий, где фотограф показывает свою работу, или же предоставляет возможность участникам попрактиковаться в фотосъёмке. И речь идёт не только о мастер-классах, которые посетила лично я, но и о тех, которые удалось лишь просмотреть в записях в Интернете. Привычная картина такова: фотограф предлагает зрителям-участникам покинуть свои места и подойти ближе, так как сейчас будет продемонстрирована, к примеру, работа с моделью и несколько световых схем. В это же самое мгновение, как по команде, все присутствующие достают свои собственные камеры и, как только слышится первый звук спуска затвора у ведущего, со всех сторон раздаются ответные «автоматные очереди», и молодые фотографы, нависая друг над другом, как виноградные грозди, изо всех сил стараются запечатлеть происходящее, а точнее модель. Каковы шансы, что, отвлекаясь, таким образом, на мало чем аргументированное фотографирование, зрители смогут воспринять работу фотографа, услышать его и понять смысл всех действий и манипуляций? То же самое происходит обычно и во время практической части. Рассредоточившись вокруг портретируемого по дуге, не давая ему шанса опомниться, все и каждый одновременно пытаются сделать портрет одного и того же человека. Руководствуясь принципами простой логики и основными композиционными законами можно легко прийти к выводу о том, что одна и та же модель в одну и ту же единицу времени может позировать только одному фотографу. То есть происходящее, с учебной точки зрения, лишено всякого смысла. И все попытки парных, тройных, эннных съёмок, увы, тщетны. Почему так происходит? Одна из основных причин – это отсутствие осознанности в действиях: зачем я снимаю вместе с остальными, когда должен спокойно стоять, смотреть, слушать и запоминать? Возможный ответ: многие начинающие фотографы пытаются таким образом пополнить портфолио, так как уже есть, зачастую, хорошая модель, одежда, причёска, свет и образ, созданный… но не вами. Тогда могут ли подобные фотографии являться примером собственного творчества? Ответ очевиден.
Вторая из возможных причин «массового фотографического акта»: попытка создания маленького, или большого, отчёта с мастер-класса – цель, безусловно, хорошая, но не оправданная своей «дорогой» ценой, так как по причине переключения внимания на задачу иного характера, можно упустить то единственно важное, ради чего вы сюда и пришли.
Но ответственность за происходящее лежит не только на участниках мастер-класса, которые должны, тем не менее, всегда помнить о сознательности и осмысленности каждого своего действия и не поддаваться бездумно коллективным импульсам, такая ситуация в равной мере – это и халатность фотографа-ведущего. Некоторые из них не придают значения происходящему, другие – недооценивают возможный вред для обучения, что говорит не в пользу их профессионализма, третьим – откровенно наплевать. Но во всех случаях исход один: потери несёт зритель-слушатель, потери, которые в первые мгновения не ощутимы. Автор мастер-класса обязан быть не только выдающимся фотографом, но и умелым организатором времени и дисциплины и не позволять превращать учебный процесс в балаган. И если планируется практическая часть, самое лучшее, что можно сделать – это разбить присутствующих на пары или тройки и дать каждой паре-группе несколько минут, с таким расчётом, чтобы возможность пофотографировать представилась всем. Что же касается демонстрационной части, то фотограф-ведущий должен сразу объяснить необходимость созерцания, но никак ни активного участия.
Что возможно сделать со своей стороны, чтобы обезопасить себя? Во-первых, всегда подробно изучать программы предстоящих мероприятий, чтобы знать, к чему готовиться. Если на практическую часть отводится 15-20 минут при количестве участников 25-30 человек, скорее всего, съёмка будет носить случайный и хаотичный характер. И здесь только самый ловкий и быстрый будет впереди. Но не стоит доводить дело до драки или скандала перед лицом изумлённой модели. Лучше смело призвать на помощь главного фотографа, который должен, в конце концов, понимать, какое действо разворачивается перед его глазами и уметь управлять ситуацией. Если речь идёт о демонстрационной части мероприятия, то есть, о работе с моделью и осветительным оборудованием, следует занять удобную позицию и молча, спокойно и сосредоточенно внимать происходящему, так как фотосъёмка в данном случае бесполезна, а также не стоит обращать внимания на тех, кто всё же отважился фотографировать из-за плеча соседа.

4. Отсутствие времени для просмотра работ . Конечно, каждый фотограф, планируя свой будущий мастер-класс, сам принимает решения о его содержании, времени и общей направленности, но проведение просмотра работ участников видится мне очень важной и необходимой частью практически любого учебного процесса. Многие из присутствующих в обычных трудовых фотографических буднях лишены возможности получить хоть сколько-нибудь конструктивную и полезную критику к своим фотографиям: осознать возможные ошибки, проработать их, выбрать верное направление движения и профессионального развития, закрепить знания – иными словами, получить авторитетное мнение. И в данном случае мастер-класс может дать единственный и уникальный шанс. Всё-таки, принимая на себя роль учителя, преподавателя, а так в действительности и есть, фотограф должен осознавать ответственность за своих учеников и, когда предоставляется случай помочь им на их нелёгком пути, нужно сделать это.
Так как сейчас многие события анонсируются в Интернете, часто возможно связаться с автором посредством комментариев или электронной почты, поэтому не стоит бояться оставлять заявки для проведения в завершении мастер-класса небольшого портфолио-ревю, в конце концов, вы платите за это деньги.

Разобрав возможные трудности, с которыми можно столкнуться в рамках любого фотографического учебного мероприятия, хотелось бы коснуться ещё одного аспекта, этического, который почему-то не удостаивается должным вниманием. Это вопрос личной профессиональной позиции и ответственности фотографа-ведущего. Так уж повелось, что фотографы, которые начинают свою преподавательскую деятельность, чьи авторитет и компетентность не вызывают сомнений, позиционируют себя по-разному: и как метры, и как заслуженные мастера, и как прижизненные классики и даже как недосягаемые идолы, но никак не в роли учителей или преподавателей. Но сознательно передавая другим свой опыт и знания, мы становимся ответственными за то, что делаем. И такие пороки, как небрежность, пренебрежение, чёрствость и отсутствие желания прийти на помощь тем, «кого приручили» - далеко не лучшие проявления личности, тем более для публичных людей. Сколько раз я сама как ученик, оказывалась в ситуациях, когда старшие коллеги позволяли себе непозволительное: уклончивые ответы на прямые и понятные вопросы, инфантильное «мычание», равнодушие, безразличие к успехам или промахам своих подопечных, откровенно высокомерное отношение, снисходительную холодность или недовольные возгласы, вроде: «Не надо спрашивать меня про камеры, объективы и выдержки – мне это не интересно». На просьбы сделать пару замечаний к фотоработам следовал примерно такой ответ: «Мне нечего сказать…». А ещё чаще случается, что вместо ответов – лишь тишина. Иными словами, плох тот учитель, которому нет дела до своих учеников. И если, проводя мастер-класс, улыбаясь, раздавая автографы и подписывая фотоальбомы, фотограф в душе руководствуется принципом «а после нас хоть потом», в беде его зрители и слушатели.

Итак, позиция ведущего мастер-класса подразумевает принятие на себя роли учителя и, соответственно, всей сопутствующей степени ответственности:

  • человечность - это то состояние души и качество рассудка, без которого невозможны равноправные и уважительные взаимоотношения с другими людьми. Не стоит смотреть на своих учеников с раздражением и снисхождением, так как и мы для кого-то всегда были и будем учениками;
  • стремление к непрерывному развитию, так как преподавательская деятельность – это источник профессионального роста в любой сфере;

  • искреннее желание делиться знанием и опытом;

  • честность в отношении своих учеников, так как они доверяют учителю и всецело полагаются на его компетентность;

  • осознание и понимание актуальных учебных потребностей своих слушателей;

  • готовность отвечать на поставленные вопросы;

  • готовность помогать;

  • живой и не поддельный интерес к успехам и неудачам своих учеников.

Теперь мне хочется рассказать про один – самый удачный – мастер-класс, на котором мне довелось побывать, и хотя с фотографом-ведущим в настоящее время я разошлась в творческих взглядах на фотографию, должна всё же отдать должное высокому уровню организации и подачи материала, особенно учитывая, что это был первый подобный опыт в его карьере.

23 августа 2008 года. Мастер-класс Юлии Бородиной «Создание образа в женском портрете» , Фотофабрика, г. Москва

1. Теоретическая часть . Во время теоретической части мастер-класса Юлия достаточно подробно и структурированно осветила тему, раскрыв содержание самых важных вопросов, связанных с созданием женского портрета: психологические аспекты работы с моделью, источники вдохновения, поиск идей для образов, взаимосвязь задумки с композиционным и световым решением. Кроме того, она порекомендовала небольшой список литературы, который со временем дал много нового для саморазвития.

2. Демонстрационная часть состояла из двух этапов: во время первого – фотограф показала свои собственные работы и рассказала не только об их создании, но и том, как применять теоретические знания на практике для решения конкретных творческих задач. Второй этап представлял, собственно, саму работу с моделью и студийными источниками света.

3. Практическая часть . Хотя, конечно, в первые минуты участники предприняли попытку организовать групповую фотосессию одной модели, Юлия очень скоро объяснила, что это не имеет никакого смысла, совершенно безрезультатно и разбила нас на пары-тройки, предоставив каждому возможность 5-минутной съёмки.

4. В заключительной части фотограф охотно ответила на все наши дополнительные вопросы.

Единственным минусом данного мастер-класса я могла бы назвать отсутствие времени для просмотра работ, но многие мероприятия других авторов, при наличии портфолио-ревю, не могут, тем не менее, похвастаться и даже половиной того, что продемонстрировала нам Юлия Бородина.

Подводя итог, сформулирую основные признаки и составляющие идеального мастер-класса:

  • Актуальность . Если у фотографа-ведущего есть возможность, то ещё на этапе подготовки мероприятия, было бы полезно получить обратную связь со стороны потенциальных участников на предмет будущей тематики, дополнительных вопросов и пожеланий.

  • Продуманность . Для более эффективного взаимодействия часть ответов на вопросы, которые могут повторять друг друга, уместно подготовить заранее, отталкиваясь от пожеланий слушателей. Так же разумно стоит поступить и с проведением портфолио-ревю, как в своё время делал Александр Лапин: все записавшиеся отбирали и присылали 1-2 свои фотоработы для просмотра в отведённый период времени перед мастер-классом, соответственно заявленной теме. Это прекрасное подспорье для лаконичной и продуманной конструктивной критики.

  • Структурированность . Вне зависимости от предмета обсуждения любое учебное мероприятие должно иметь чёткую структуру и последовательность, которые найдут отражение в пунктах анонса программы. В случае организации мастер-классов это подразумевает теоретическую часть рассматриваемой темы, с подробным освящением всех аспектов, демонстрационную, во время которой наглядно представляется техническая реализация, способы, методики и нюансы работы, практическую, если уместно и необходимо провести отработку материала под руководством ведущего, просмотр работ участников и время для ответов на вопросы.

  • Открытость . Готовность ведущего поддержать конструктивный диалог по теме с участниками, прояснить спорные или трудные для понимания моменты.

  • Дисциплина . Жизнь всегда оставляет место для случайностей или непредвиденных обстоятельств и задача фотографа-ведущего – уметь своевременно с ними справляться, придерживаться главного направления мероприятия, не отвлекаться на лишние подробности и контролировать течение обратной связи со зрителями-слушателями в рамках заявленной темы. Кроме того, необходимо соответствующим образом организовать группу, если планируется проведение практической части.

  • Лаконичность . Любое учебное мероприятие регламентируется временными рамками, в связи с этим подача материала должна носить чёткий и лаконичный характер, чтобы в сжатые сроки наиболее полно рассмотреть все ключевые моменты и сформировать в сознании участников целостную картину, исключающую недосказанность, а также информационные пробелы.

  • Ответственность . Хотя этот пункт и представлен в самом конце, он является основополагающим для всей преподавательской деятельности в любых формах её реализации, так как не только от способностей участников воспринимать и усваивать увиденное и услышанное зависит их собственный рост и развитие, но и от умения автора излагать и облекать в словестную и физическую форму свои мысли и взгляды.

И в завершении хотелось бы напомнить, что, прежде чем давать волю своим эмоциям из-за упущенных возможностей и мастер-классов, стоит хорошо проанализировать свои творческие и профессиональные потребности и лишь тогда делать выводы о необходимости посещения каких-либо учебных мероприятий. А когда это решение будет принято, необходимо серьезно подготовиться, изучить имеющуюся информацию и факты, чтобы даже из единичного опыта вынести максимум полезного для себя и дальнейшей работы и развития.

Tags: наш автор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →