ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской (sunsandy) wrote in prophotos_ru,
ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской
sunsandy
prophotos_ru

Categories:

Самообразование фотографа: дорогу осилит идущий! Часть 1


Alma Lavenson, Self-portrait,1932

В современном мире стать фотографом, как это может показаться, не составляет большого труда: система образования в этой области предоставляет большие возможности, проводится множество мастер-классов и семинаров на самые разные фотографические темы, появился широкий выбор печатных изданий, сайтов, форумов, фотосообществ, групп, авторских блогов, а в просторных фотостудиях в аренду можно взять самое разнообразное оборудование. И это указывает на значительный прогресс фотоиндустрии, по сравнению с прошлыми временами, а благодаря Интернету проблема презентации и продвижения своего творчества разрешилась сама собой. И, казалось бы, могут ли возникнуть теперь какие-то новые преграды на пути профессионального развития и коммерческой реализации? Но, тем не менее, даже на фоне всех благ цивилизации, жизнь диктует свои законы. В силу различных факторов происходит расслоение фотосообщества, подобно классовому разделению общества в далёком историческом прошлом. Что это значит? В этом удивительном изобилия многие начинающие фотографы оказались в ситуации, когда их возможности для освоения фотомастерства, всё равно, сильно ограничены из-за материальных, территориальных, информационных или других обстоятельств. Крупным городам в этом смысле повезло намного больше. А что делать, если молодой фотограф живёт в отдалённом населённом пункте, где не проводятся мастер-классы, нет фотостудий, выставочных залов, а цены на фототехнику и курсы по-прежнему высоки? Означает ли это, что стоит отказаться от своей мечты?
Наверное, в идеальном мире, желание мгновенно материализуется в действие, а мечта – в реальность, и здорово иметь всё, что необходимо для своих творческих целей, но в настоящей жизни так бывает далеко не всегда и гораздо чаще человек располагает весьма скромными ресурсами. И должны ли такие факторы как география, состояние банковского счёта или отсутствие единомышленников помешать творческим достижениям? Современной фотоиндустрии выгодно поддерживать подобные представления, чтобы превращать воздух в деньги. Фотография не только становится бизнесом, но даже на уровне безобидного хобби она – уже очень дорогостоящее увлечением. И всё чаще речь заходит о непомерно высоких ценах не только на фототехнику, но и на обучение. И поэтому сегодня мне хотелось бы рассмотреть проблему творческого старта молодого фотографа, поговорить о поиске выхода из непростых ситуаций и выработки правильной стратегии самообразования, полагаясь только на собственные силы и уже имеющиеся возможности.

В представленных статьях вы найдёте:

  • Самообразование начинающего фотографа: проблемы и возможности (Часть 1)

  • Стратегия комплексного (трёхстороннего) фотографического самообразования (Часть 1)


Во многом фотографы, как и художники, находятся в очень непростом положении относительно начала своего профессионального пути. В других сферах деятельности всё как будто более прозрачно, например, у врачей, учителей, юристов, археологов и т.д.: выбор специальности, институт, практика, повышение квалификации, работа. С творчеством дело обстоит иначе, так как к нему человек может прийти не строго по расписанию, когда окончит школу или даже в процессе, а будучи уже зрелым человеком, имея совсем другое образование или основную работу. Кроме того, выбор творческого направления часто осложняется ещё и финансовыми аспектами или различными жизненными обстоятельствами, что может встать на пути развития творческих способностей. Но есть и другие факторы, которые также способны помешать достижению желаемого. Я имею в виду многообразные стереотипы, предрассудки и мифы, бытующие в обществе. С развенчания их я и хотела бы начать, потому как нет ничего страшнее и опаснее ложных представлений, которые дезориентируют и ведут в никуда.

Первое из них – это представление о том, что самообразование – вещь совершенно несерьёзная и малоэффективная. Есть в этом где-то и доля разумного, указывающая на возможные трудности, но, тем не менее, нельзя ставить подобную точку зрения во главу угла и отказываться от давней мечты или только что обретенного ощущения, что ты создан для чего-то нового и удивительного. В конце концов, можно вспомнить времена, когда великими художниками и фотографами становились упорные самоучки, вставая на этот путь лишь по причине отсутствия иного доступного выбора, так как не было тогда ещё никакой системы образования в этих сферах. Конечно же, я не предлагаю изобретать велосипед и, безусловно, централизованное упорядоченное образование – это прекрасно, однако, и в той же мере опасно попасть в руки преподавателя-дилетанта. Выучиться в соответствующем заведении никогда не поздно, но для первых самостоятельных шагов самообразование представляется мне вполне разумным и дальновидным решением, особенно учитывая ресурсы современной и уже накопленной литературы по теме, культурного опыта поколений и народов, а также Интернета, если использовать его возможности избирательно и осознанно.

Второе заблуждение заключается в том, что человек якобы должен родиться с уже имеющимися способностями, а ещё лучше, талантом. Однако пример детей-Маугли доказывает, что генетика практически не имеет значения, если ты, мягко говоря, оказался не в той среде обитания. Все, что может быть, так скажем, врождённым, но опять же до определённых разумных пределов – это склонность, склонность к тонкому восприятию визуальных образов, или миру звуков и т.д. Но и тут легко попасть в западню ошибочных представлений, так как сами по себе склонности к тому или иному виду творчества – ничто, если не подкреплены соответствующими действиями. Ведь даже самые выдающиеся из людей когда-то учились держать голову, ходить, говорить. Для более яркой иллюстрации моей мысли подходит ёмкое и очень правильное высказывание великого изобретателя Томаса Алва Эдисона :

"Гений – это 1 процент таланта и 99 процентов труда" .

Здесь и далее эта мысль – фундамент всей будущей творческой деятельности и профессиональной позиции. И я искренне верю, что человек, чётко обозначивший перед собой цель, прилагающий максимальные усилия, постоянно трудящийся – в итоге добьётся очень высоких вершин, вне зависимости от своего начального уровня.

Третье заблуждение : "Фотограф – это человек с камерой". Это кажется смешным и глупым, но многочисленные примеры доказывают живучесть предрассудка. И давно набившая всем оскомину аналогия "человек со скальпелем – не хирург, а убийца" полностью раскрывает суть этого заблуждения. Будь то фотоаппарат, кисть, карандаш или половник – наличие орудия труда не является признаком владения профессией. Для всех это очевидно, но многие, тем не менее, поступают от обратного. Будущий фотограф должен чётко и ясно понимать – фотоаппарат – это инструмент, или же разновидность инструмента, помогающая материализовать мысль, идею, замысел. Безусловно, этим инструментом необходимо искусно владеть, но первично то, что фотограф – это мыслящий человек, имеющий своё собственное мнение, мировоззрение и систему ценностей, которые выстраивают и формируют его творческое видение – одним словом, индивидуальность – только тогда наличие в руках камеры даст нетривиальные результаты .

Двигаемся дальше... Примирив внутри себя все противоречия, можно приступать к самому процессу обучения. С чего же начать? Здесь нас подстерегает новая опасность – изобилие источников, ресурсов и подходов. Смятение и растерянность – естественные реакции в данном случае. А отсутствие старшего, более опытного коллеги, превращает ситуацию в игру в прятки. И человек, по тем или иным причинам, оказывается в творческой или информационной изоляции (отсутствие обратной связи и/или доступа к более авторитетным мнениям), когда попросту – не у кого спросить совет. И как попытки выйти из затруднительного положения обычно наблюдаются две линии поведения начинающих фотографов:

первая – сосредоточенное внимания на сюжете съёмки (техника приобретает второстепенное значение);

вторая – предпочтение отдается технической стороне дела (камера, оптика, фотографические процессы), смысловая нагрузка самих фотографий носит случайный или побочный эффект.

Оба эти подхода имеют под собой одну и ту же основу, которая лучше всего формулируется простонародным выражением: "Не знаю, за что хвататься!" – и исход имеет так же один: неудовлетворенность конечным результатом, потому, как в первом случае идея – прекрасна, но техническая реализация не дотягивает, а во втором – техника может достигать совершенства, но иллюстрирует она, к сожалению, ничто, превращая фотографию в бессмысленную изобразительную единицу. Часто подобного одностороннего подхода (художественность или техничность) легкомысленно, особенно на курсах для начинающих, придерживаются в разных фотографических школах. Моя позиция – что это в корне неправильно. Далее я объясню, почему считаю именно так.

А пока подойдём ближе к понимаю того, чем является фотография как предмет изучения. Это поможет каждому начинающему фотографу выстроить правильную линию своего самообразования, в отсутствии других доступных путей. Сразу поясню, почему уделяю такое внимание именно подходу к самообучению. Как и в любом другом виде деятельности, в обучении упорядочивание делает эту деятельность более эффективной, поэтому осознанный, грамотный, систематизированный подход к освоению фотоискусства даст в будущем более плодотворные и ценные результаты, чем спонтанный или случайный.

Искусство фотографии – это одно из направлений визуальных искусств, которое реализует свою идейную составляющую в форме определённой изобразительной единицы – фотографического снимка. Снимок, в свою очередь, имеет присущее ему назначение, а проще говоря, цель, с которой его создавали, мотив, побуждающий фотографа – идея. Если же эта цель не существует, скорее всего, фотография получится просто бессмысленной. Как двухмерное изображение фотография подчиняется определённым законам создания – композиционным, а его физическая реализация выполняется с помощью вполне конкретных инструментов, приспособлений и техник. Так что, можно смело сказать, что фотография включает в себя три главные составляющие:

  • художественную (идея, задумка)

  • изобразительную (визуализация в двухмерном пространстве)

  • техническую (способ, метод получения)

и они неразрывно связаны между собой.

Когда я училась в Москве в фотошколе, у меня был замечательный преподаватель Владимир Анатольевич Сошников – он перевернул мои представления о фотографии и процессе их создания. Его кредо была система четырёх вопросов, которые должен задавать себе каждый фотограф, особенно в самом начале и лучше даже, если это будет делаться в слух: Что? Как? Когда? И главное: Зачем?

Система четырёх вопросов «Зачем? Что? Как? Когда?» , которые должен задавать себе каждый фотограф и приступать к работе над созданием фотографий, лишь получив на них сознательные ответы:

Зачем ты снимаешь? (Что ты хотел бы сказать своей работой, что хочешь донести до зрителя. Какова главная идея и задумка будущей фотографии.)

Что ты будешь снимать для реализации своей задумки? (Что станет объектом съёмки, или какая из художественных составляющих: цвет, фактура, форма или линия – помогут тебе наиболее выразительно раскрыть свой замысел.)

Как ты будешь это делать? (Какие технические средства и приёмы, включая работу со светом, оптикой и аппаратурой, выбором между цветом и чёрно-белой фотографией, ты будешь использовать именно для реализации этой своей задумки. Каким образом они могут позволить тебе исполнить запланированное.)

Когда? (Означает степень готовности к фотосъёмке и понимание всего объёма предстоящей работы, необходимого для того, чтобы состоялось то самое главное и осознанное нажатие на кнопку спуска затвора, чтобы это не было не секундой позже и не секундой раньше, так как у каждого снимка есть своё собственное время).

Эта система наглядно демонстрирует, что изобразительная и техническая составляющие фотографии продиктованы, обусловлены художественной. И речь идёт не о торжестве идеи над техникой, как может показаться, а о поиске фундамента, на котором будет строиться вся логика самообучения. Характер связей, в которых находятся три составляющие фотографии, задаст дальнейшее направление развития.

Пример (практическое упражнение или творческая задумка): фотограф хочет сделать солнечный, наполненный теплом и утренней нежностью, натюрморт на тему завтрака (соответственно, идея первична). Теперь начинается умственная работа над реализацией задуманного:

  • (Зачем?) Создание изображения с чётко определённой эмоциональной составляющей – ощущение прелести утренней трапезы или (в случае практического упражнения) –сюжета на заданную тему.

  • (Что?) Что станет объектом съёмки: имеют ли значение конкретные предметы (чашка с чаем, и будет ли это чай или подкрашенная акварелькой водичка, хлеб с маслом, варенье и так далее).

  • (Как?) Световое решение: (к этому вопросу фотограф может подойти до съёмки – на этапе подготовки, или – во время, путем проб и ошибок, испытав первую неудачу и получив фотографию, по формальным признакам напоминающую натюрморт с завтраком, но по факту – не имеющую с ним ничего общего, так как выяснилось, что "некрасивый" или "неправильный" свет сделал из завтрака полдник или поздний, остывший ужин): у фотографа есть варианты. Он может выбрать для съёмки раннее утро, с характерным освещением, или же – имитировать его с помощью любых других, в том числе искусственных, приёмов.
    Композиционное решение : как все эти предметы, превращаясь в изобразительные элементы композиции, будут располагаться в пространстве кадра.
    Техническое решение : выбор формата камеры, цвета или черно-белого изображения, оптики, значения диафрагмы, выдержки и т.д., что также должно подчиняться определенной логике и работать на главную идею.

  • (Когда?) Повторный анализ подготовительной работы к съёмке, принятие решения о проведении съёмки (хорошо ли были обдуманы все аспекты съёмки, не упустил ли я важных деталей, рассмотрел ли все возможные варианты, чтобы найти лучший и т. д. Когда подготовка завершена, необходимо убедиться, что есть продуманная схема света, предметы, место, камера исправна, бленда на объективе, на карте памяти есть место, аккумулятор заряжен и т.д.)

Таким образом, мы имеем иллюстрацию того, в какой взаимосвязи находятся три главные составляющие фотографии. И это самый важный аргумент в пользу трёхсторонней (комплексной) стратегии самообучения, то есть художественная, изобразительная и технические стороны фотографии должны осваиваться параллельно, а не поочередно – без отрыва одного от другого и третьего, закрепляя осознанные позиции друг друга.

Теперь рассмотрим, как это может быть реализовано на практике. Но для начала ещё раз уточним суть каждой составляющей.

В глобальном смысле художественная составляющая – это идейная, смысловая часть, нагрузка фотографии, которая берёт своё начало в мировоззрении, видении фотографа. Это означает, что личные особенности, интересы, вкусы и кругозор человека самым непосредственным образом влияют на выбор сюжетов, тем, проблематики и вопросов, поднимаемых в фототворчестве. Интересы могут быть разносторонними, вкус развиваться и совершенствоваться, кругозор – расширяться. Над каждым из этих компонентов можно работать.

Изобразительная составляющая . Поскольку любая фотография как визуальная единица – это двухмерное изображение, строго обозначенное границами кадра, мы должны понимать и всегда помнить, что оно живёт и строится по вполне определенным законам – композиционным. А композиция кадра, в свою очередь, имеет дело с элементами изображения: цвет, пятно, линия, точка, фактура, объём – которые представлены фотографируемыми объектами. Характер взаимодействия всех этих элементов влияет на наше восприятие, формируя настроение. Настроение же по смыслу связано с идейной стороной фотографии, то есть работает на художественные цели.

Техническая составляющая : процессы получения изображения путем взаимодействия света со светочувствительной материалом посредством фотокамеры и оптики. Это подразумевает широкий перечень технических устройств, приёмов, способов, подходов, нюансы и особенности которых прямым образом влияют на характер изображения, наделяя его соответствующими особенностями, которые, в случае осознанного и правильно применения, служат достижению поставленных художественных целей. Нехватка же знаний или выбор неверной технической тактики, напротив, разочаруют результатом и отдалят фотографа от исполнения первоначальной задумки.

Итак:

Стратегия комплексного (трёхстороннего) фотографического самообразования
(каждая тема дополнена списком соответствующей литературы)

Художественная
составляющая

Изобразительная
составляющая

Техническая
составляющая

1) творческий самоанализ – с этого несложного процесса можно начать своё увлечение фотографией. Его психологический смысл заключается в формировании совершенно необходимой для фотографа сознательной линии поведения во всем, что бы он ни делал. Кроме того, это поможет сориентироваться в
собственных взглядах и предпочтениях на самых первых этапах, обозначить направления саморазвития. Ответив самому себе
на ряд простых вопросов, можно обрести точки опоры (Что привлекает меня в фотографии, по сравнению, например, с живописью, музыкой и т.д.? Что мне было бы интересно фотографировать? Почему? Что я хочу показать, сказать, рассказать в своих будущих фотографиях? и т.д.) Варианты вопросов могут различаться, но чем больше их удастся сформулировать и задать самому себе, тем лучше. А отвечать по возможности стоит письменно, и после обязательно перечитать и ещё раз обдумать;
Литература по теме:
Пожарская С. «Фотомастер»
Мэй Р . «Мужество творить. Очерк психологии творчесвта»

2) формирование фотографического кругозора и самосознания – чтобы расширить свой фотографических кругозор, получить, так сказать, полную фотографическую "картину мира", нужно как можно чаще искать возможности знакомится с позициями классиков и мастеров мировой фотографии. Некоторые оставили после себя книги о творчестве или биографии, другие активно дают интервью – все эти источники одинаково ценны;
Литература по теме:
Боровский А. «Длинная выдержка»
Картье-Брессон А. «Воображаемая реальность»
Подольский Н. «За объективом»
Стигнеев В. Т. «Фотография. Проблемы поэтики»
Хилл П., Купер Т. «Диалог с фотографией»

3) изучение истории фотографии (книги, статьи, фотоальбомы) – эти знания помогут в полном объёме представить и оценить весь художественный потенциал фотографии, её творческие возможности и выразительную силу, сформировавшиеся за время её становления как нового вида изобразительного искусства;
Литература по теме:
«Новая история фотографии» под редакцией Мишеля Фризо, том 1
Бажак К. «История фотографии. Возникновение изображения»
Бархатова Е. «Русская светопись. Первый век фотоискусства 1839-1914»
Логинов А., Хорошилов П. « Шедевры фотографии из частных собраний. Русская фотография 1849-1918»
Стигнеев В. Т. «Век фотографии»

4) чтение художественной литературы и прослушивание инструментальной музыки -
эти два приёма служат одной замечательной цели: благодаря частичному или полному
отсутствию ярко выраженного визуального ряда, литература и музыка способствуют развитию образного и абстрактного мышления,
которое имеет принципиальное значение при работе над фотографическим замыслом или идеей. Кроме того, это даёт богатую пищу для размышлений и может стать прекрасным источником вдохновения;

5) изучение истории искусства (книги, журналы, статьи, фотоальбомы, фильмы, биографии, воспоминания художников, скульпторов, фотографов и т.д.) – всё это расширяет общий художественный кругозор, приучает глаз видеть и понимать прекрасное, знакомит с опытом предшествующих поколений и величайших умов, особенностями их творческого мышления, приёмами работы и
способами решения различных сложных задач;
Литература по теме:
Множество книг, посвящённых различным эпохам и периодам мирового и отечественного искусства и в отдельности каждому художнику, кроме этого
Бенуа А.М. «История живописи всех времен и народов», в 4-х томах
Ван Гог В. «Письма к брату Тео», «Письма к друзьям»
Леонардо да Винчи «Суждения о науке и искусстве»
Малевич К. С. «Чёрный квадрат»
Роден «Беседы об искусстве»

1) изучение основ композиции кадра (книги, статьи, фотоальбомы) – изучение основополагающих законов композиции с ранних этапов освоения фотографии поможет развить образное мышление и с первых минут работы с фотоаппаратом заложит фундамент для осмысленного и гармоничного построения кадра;
Литература по теме:
Гейлер М. «Основы композиции и художественной фотосъёмки»
Фриман М. «Дао цифровой фотографии»
Лапин А. «Фотография как…»

2) изучение композиции с помощью анализа произведений других авторов - изучение произведений искусства (вне зависимости от их формы) с точки зрения использования их создателями света, цветовых решений, динамики, ритма, выявление изобразительных связей между элементами внутри изображения, анализ композиционных приёмов;

3) переходя от простого к сложному, стоит уделять больше внимания детальному и углубленному изучение композиции (как говорится, нет предела совершенству) – композиция
изобразительной плоскости – мощнейшее сосредоточение выразительных средств, не только в живописи, но и в фотографии, с помощью которых можно поднять эмоциональную силу образа на небывалую высоту. В разное время разработкой этой проблематики занимались великие художники, искусствоведы, учёные, а их труды – настоящая кладезь подобного знания;
Литература по теме:
Иттен И. « Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах»

Иттен И. «Искусство цвета»

Кандинский В.В. «Точка и линия на плоскости»

Лапин А. «Пространство и плоскость, или Жизнь квадратом»

Из-во «Изобразительное искусство» «Проблемы композиции»

4) наблюдение света – этот процесс должен стать постоянной практикой, так как подобно развитию художественного вкуса, чувства композиции, свет также необходимо научиться искать, ощущать, видеть. Свет – основа основ фотографии – без него ничего не было бы. И речь идёт не о праздном, мечтательном созерцании, а о сознательной тренировке глаза. Делать это можно следующим образом: завести дневник наблюдений за светом, в котором будет содержаться таблица из нескольких колонок. По горизонтали озаглавить колонки, в которых будут отмечаться особенности каждого светового состояния:

а) характер теней, отбрасываемых окружающими предметами (длина, форма, жёсткость краёв);

б) характер освещённых частей предметов;

в) общий колорит, задаваемый освещением;

г) ассоциации, которые вызывает этот свет;

д) настроение (субъективная категория, но необходимая для развития образного мышления);

е) какие сюжеты, композиции можно было бы снять с использованием данного освещения;

ё) хотелось бы что-то изменить в данном освещение (если бы такое было возможно) и что именно.

А по вертикали в строчки записывать состояния света (например, солнечное утро с лёгкой дымкой тумана или красивые переотражения от стёкол домов в солнечный день в моей комнате и т. д.)
Также можно искать разнообразные необычные световые эффекты на стенах и фасадах зданий, в парках, на лицах людей, необычные силуэты и многое другое.

1) на самых первых этапах огромное значение приобретает изучение истории фотопроцессов (тех глав истории фотографии, в которых подробно рассказывается об истоках, первых опытах, камере-обскура и первых фотографических аппаратах) – это знание, вопреки распространенному мнению, является основополагающим для понимания сути всех фотографических процессов, их физической и химической природы и закладывает основы понимания технической стороны фотографии;
Литература по теме:
«Новая история фотографии» под редакцией Мишеля Фризо, том 1

2) второй этап технического самообразования сосредотачивается на изучении строения камеры, её работы, основах оптики и принципах фотографирования: светоприёмник, затвор, объектив, диафрагма, зеркало, видоискатель; фокус, угол обзора, наводка на резкость – это основы основ, которые всё же нередко игнорируются в погоне за сиюминутным успехом. Поэтому отсутствие 100%-ой ясности в представлении, как работает ваш фотоаппарат, в будущем могут стать причиной «необъяснимых» технических ошибок и просчётов разного уровня, включая и ошибки в экспонометрии;
Литература по теме:
Раздел «Оптика» в курсе школьной физики: «Геометрическая оптика» и «Волновая оптика» – прекрасная возможность восстановить в памяти суть основных оптических законов.
Эйнгорн Э. «Основы фотографии» (букинистическое издание, но я настоятельно рекомендую именно эту книгу к данной теме, так как современные руководства по фотографии гораздо больше внимания уделяют матрице как светоприёмнику и постобработке изображения, нежели основам работы камеры)
Горенштейн Г. «Чёрно-белая фотография» (соответствующие темы для тех, кто осваивает плёночную фотографию)
Для тех, кто не ищет лёгких путей, ещё две книги по оптике:
Заказнов Н. П., Кирюшин С. И., Кузичев В. И. «Теория оптических систем»
Ландсберг Г. С. «Оптика»


3) разобравшись в глобальном смысле в принципах работы камеры можно переходить к изучение основных категорий фототехники и их функционального назначения (видов фотокамер, типов светочувствительных материалов и приёмников, разновидностей оптики (виды объективов), сопутствующих технических приспособлений) – эти знания уже непосредственно связаны с решением в будущем творческих задач путём грамотного подбора соответствующей техники. Кроме того, всё это должно лежать в основе осознанного выбора первой и последующих фотокамер и аксессуаров к ним. И делать выбор имеет смысл лишь тогда, когда есть чёткое понимание и уверенность, зачем нужно то или иное оборудование (для каких видов съёмки и творческих целей), и чего мы ждём от него. Причинам, вроде «такую камеру купил мой приятель, и я куплю», «сегодня в два раза дешевле» или «консультант была такая милая, что я не устоял» – не должно быть места даже у начинающего фотографа. Если на какой-то из вопросов не удаётся быстро найти ответ, значит, стоит потратить ещё немного времени, поискать, подумать, чем потом корить себя за неоправданную поспешность. А в литературе, классифицирующей фототехнику и рассказывающей о принципах её работы, обычно очень доступно и легко разъясняется, для каких целей и направлений фотографии они могут быть использованы и всегда указаны основные критерии и технические характеристики, на которые стоит обращать внимание при покупке фотоаппаратуры.
Литература по теме:
Хэджкоу Д. «Фотография. Энциклопедия» (в первых главах книги подробно и иллюстрировано представлен широкий диапазон существующей фототехники и описаны основные принципы её работы)
Рудаков Д. «Оранжевая книга цифровой фотографии»
Горенштейн Г. «Чёрно-белая фотография» (соответствующие темы для тех, кто осваивает плёночную фотографию)
Савельев С. В. «Дагор: искусство фотографии»

4) изучение экспонометрии. Учитывая возможности современных цифровых камер и многочисленные авторежимы, не говоря уже о «чудесах» HDR, для некоторых начинающих фотографов расчёт экспозиции перед съёмкой теперь сводится к быстрому, а то и случайному, взгляду на ЖК-экранчик своего фотоаппарата. Но нельзя давать камере думать за вас. И поэтому всегда помня о позиции осознанного выбора, фотограф должен уметь работать с экспозицией в самых разнообразных ситуациях и легко рассчитывать её для самых сложных и необычных творческих задач. Таким образом, одним их первых важных приобретений, помимо, разумеется, камеры и объектива, должен стать экспонометр.
Литература по теме:
Вестон К. «Экспозиция в цифровой съёмке»
Фриман М. «Экспозиция. Практическое руководство»
Горенштейн Г. «Чёрно-белая фотография» (соответствующие темы для тех, кто осваивает плёночную фотографию)

5) изучение компьютерной обработки и ретуши – сейчас этот навык становится необходимым даже фотографам, снимающим на плёнку, так как негативы возможно сканировать, переводя в цифровую форму. Но не стоит рассматривать этот этап как последнюю спасительную инстанцию для неудавшейся фотографии. Редактирование программными средствами – это такой же инструмент, как и многие другие, но он не решающий. Здесь необходима полная сознательность и чувство меры. Если фотограф не занимается компьютерным искусством, то самая лучшая ретушь та, которая не заметна, вне зависимости от количества часов, проведённых за монитором, и числа корректирующих слоев.
Литература по теме:
Ефремов А. «Цифровая фотография и photoshop »
Ефремов А. «Секреты RAW »
Айсман К. « Photoshop . Ретуширование и обработка изображений»

В следующей части мы рассмотрим вопросы работы со светом и пути выхода их затруднительной ситуации, когда начинающему фотографу недоступна фотостудия с её техническими возможностями искусственного освещения.

Tags: наш автор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →