oldcolor (oldcolor) wrote in prophotos_ru,
oldcolor
oldcolor
prophotos_ru

Categories:

Шедеврален ли Прокудин-Горский?

Один из мифов, касающихся С. М. Прокудина-Горского, состоит в утверждении, что его цветные фотографии являются чудом технологии, опередившей своё время, но при этом "слабы в художественном отношении". Мол, изобретатель он толковый, а как фотограф - так себе.
Не вдаваясь в подоплёку подобных утверждений (невежество, зависть), попытаемся объективно разобраться, был ли действительно Прокудин-Горский выдающимся фотографом, мастером художественной фотографии?
Первый биограф Сергея Михайловича, профессор С. П. Гаранина в своих статьях обычно именует его "фотохудожник", подчеркивая артистизм натуры и упоминая об уроках живописи в Академии художеств, которые брал в молодости будущий пионер цветной фотографии. Но это всё-такие мнение биографа, в какой-то мере так же субъективное. Как оценивали творчество Сергея Михайловича его современники?

"Можно считать вполне установленным, что цветные фотографии С. М. Прокудин-Горского обладают выдающимися качествами: они могут быть названы в высокой степени художественными произведениями. На это указывает всемилостивейшее внимание, которого они удостоились со стороны Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, а также Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны. То же самое подтверждается отзывами многих компетентных лиц, присутствовавших на демонстрированиях, которые устраивались С. М. Прюкудин-Горским" - это уже не чьё-то частное мнение, а официальное заключение "К работам Междуведомственной комиссии по вопросу о приобретении в казну фотографических коллекций С. М. Прокудин-Горского", составленное в 1912 году.

Как воспринимал своё творчество сам Прокудин-Горский? Считал ли себя художником или ремесленником? Как трактовать его знаменитую фразу "фотография, надо признаться, всё-таки искусство протокольного характера"? Конечно, он отдавал себн отчёт в том, что характер творчества фотографа сильно отличается от работы, например, живописца: "Теперь я покажу несколько снимков Средней России, Ростова Ярославского, а затем несколько различных этюдов, какие может наш брат сделать, выбирая известный момент и известную точку зрения. Больше ничего у нас в распоряжении нет", так говорил он на Всероссийском съезде художников в 1912 году.
В то же время демонстрируя свои снимки на этом съезде художников, Прокудин-Горский в своём выступлении очень ярко раскрыл своё глобоко художественно восприятие красок окружающего мира и обнаружил настоящий азарт фотомастера, готового "шею себе свернуть" ради эффектного снимка: "Это — у Ипатьевского монастыря. Вечер. Гроза надвигается. Дождь. Такое освещение, конечно, вы неоднократно видали, когда низ горизонта начинает зловеще чернеть, а все остальное начинает сереть, и чувствуешь, что гроза близко. Это случайные снимки; иной раз, чтобы сделать, захватить их, мне приходилось соскакивать с поезда."
К сожалению, этот снимок сохранился только в черно-белом варианте.

Говоря о фотографии как об «искусстве протокольного характера», Прокудин-Горский выступал за реализм в фототворчестве, считая, что задачей фотографа является как можно точнее передать объективную действительность. Полемизируя с Николаем Петровым, экспериментировавшим с фотографией в духе импрессионизма, Сергей Михайлович заявлял, что не будет помещать в своём журнале «расплывчатой мазни».
Конечно, выполняя проект по документированию в «натуральных красках» Российской империи, Прокудину-Горскому приходилось делать немало «стандартных» снимков достопримечательностей, в которых трудно было проявить свою творческую фантазию, а иногда и вовсе чисто технические снимки для МПС или какой-нибудь хлопковой корпорации. В таких случаях он вообще ставил за камеру своих сыновей или кого-то из сотрудников, зато сам при любой поездке обязательно делал красивые этюдные снимки «для души».
Именно по таким этюдным, а не «поточным» работам (выполнявшимся вообще другими людьми), надо оценивать уровень творческого мастерства и художественные достоинства «фотокартин» Прокудина-Горского. Да-да, он сам назвал свои снимки именно «фотокартинами» или «картинами в натуральных красках»!

Посмотрите на снимок "Обед на покосе" 1909 г.:

Разве он не производит впечатление живописного полотна? Разве не совершенен по своей композиции? Разве не завораживает зрителя разительным ощущением покоя и благолепия, тем, что называется "энергетикой картины"?
Конечно, это не случайно пойманный фотографом момент жизни, а целая театральная постановка! Но.. и ни какой фальши здесь нет, обычная русская жизнь, запечатлённая с талантом и любовью к своей стране.
Кстати, по некоторым сведениям, репродукция этого фотошедевра украшала комнату мастера до самой его смерти.

А разве не шедеврален снимок "Осень. Бородино" (реставрация О. Полякова)?


Острое ощущение настроения осени, густота и сочность красок ставят эту фотокартину в один ряд с лучшими произведениями Левитана.

Даже такой малоромантичный, по современным понятиям, сюжет, как железнодорожный мост, в объективе мастера превращается в зрелище, от которого не хочется отводить глаз:


Можно ничего не понимать в фотоискусстве, но почти любой зритель, наверное, скажет "красота!".

Закат на реке Оредеж, около 1904 года (реставрация Duffy's Tavern):

Удивительное место, этакий "русский Йеллоустоун". Я очень хотел найти современные снимки это скалы для сравнения, нашел таки с десяток, от разных авторов - и что? Любой из этих современных снимков на фоне прокудинского смотрится просто убого. Понятно, что снимали не мастера, не фотохудожники, вот и результат совсем не тот, несмотря на весь прогресс в технологии.

Но ни артистизм натуры, ни художественное образование, ни доскональное знание ремесла и законов композиции, ни эксклюзивные фототехнологии не могут вместе взятые объяснить всей магии прокудинских снимков. Вся-таки он был немного волшебник, Чудотворец...
Tags: как это снято?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments