Categories:

Мартин Парр: В своем жанре



Мартин Парр редко и мало говорит о своем творчестве публично, несмотря на то что он не обделен вниманием публики и, более того, считается одним из крупнейших фотографов своего поколения. Однако в интервью с Квентином Бажаком он рассказывает едва ли не обо всем: о социальной направленности своих работ, о своем интересе к среднему и рабочему классу, культуре отдыха и развлечений и предметам массового потребления.

Парр не только занимает особое место в медийной фотографии – между искусством и репортажем; его участие в фотографическом процессе включает как работу историка и редактора фотокниг, так и куратора выставок и коллекционера.

'Мартин Парр: в своем жанре' одна из последних книг фотографа. Квентин Бажак (куратор и глава Отдела фотографии в Музее Современного искусства Помпиду в Парижe) встретился с автором и побеседовал с ним о том, с чего начинал Парр, его концептуальной программе, творческом методе, сегодняшнем дне, сотрудничестве с Magnum. Получилось, своего рода, интервью в книжном формате. К приезду Мартина в Москву издательство Treemedia выпустило книгу 'Мартин Парр: в своем жанре'.



Здесь мы публикуем часть одной из глав книги. В ней Мартин Парр рассказывает о своем проекте о жизни англичан.

КБ: Люди, которых вы фотографировали, знали о вашем присутствии?

МП: Да, у меня была большая камера со вспышкой, и я подходил к людям довольно близко, так что мог их заболтать. Ливерпульцы ведь очень дружелюбные. Иногда у меня что-то не получалось, но я просто двигался дальше. По большей части я общался с людьми, а иногда просто шел и снимал, ну и так далее. Тут нет единого правила, всего понемногу.Отдельные постановочные моменты случаются тогда, когда я снимаю портреты или моду

КБ: Тем не менее они всегда знали о вашем существовании…

МП: Если человек смотрит на тебя и догадывается, что ты будешь его снимать, ничего не выйдет. Ну иногда, правда, получается.Мне нравится, что в фотографии есть масса всяческих правил, которые в общем и целом верны, но… их можно нарушать и все равно сделать картинку, не понимая при этом, как она получилась. Или не удалось сделать карточку, а ты все равно не понимаешь почему. Словом, остается благодарить за это Бога, потому что зачем иначе вообще было становиться фотографом? Я довольно неплохо представляю, как сделать хороший снимок, но при этом я всегда оказываюсь в дураках, потому что по-настоящему хорошая фотография не о чем вдруг появляется из ниоткуда, и я не понимаю, как это произошло. Вот почему я до сих пор продолжаю снимать – чтобы понять, как же все это выходит, чтобы уловить дух фотографии. Говорят, что фотография это очень простое средство коммуникации, но она в то же время и очень сложное дело, и именно это делает ее такой интересной.




КБ: Вы делали много кадров?

МП: Не очень. Я не снимаю все подряд, но и не сдерживаю себя. В Ливерпуле в своей лаборатории я печатал контакты– печатал и цветные негативы на черно-белой бумаге, потому что цветные контакты были слишком дороги. Потом я печатал карточки 8 на 10 дюймов и уже по ним выбирал, какие увеличивать и делать в цвете.

КБ: Получается парадокс: эта серия, которая теперь считаетсяэтапной в истории цветной фотографии, создавалась без оглядки на цвет?

МП: Да, без иронии тут не обошлось. А ведь это еще и моя первая цветная серия. С ума сойти! Я выбирал снимки по тому, что на них происходит. А цвет был просто «бонусом». Я никогда не обращал внимания на сочетание цветов при выборе кадров, хотя то, что они в цвете, принципиально важно.



КБ: Не могли бы вы рассказать о том, как принимали вашу серию? Ведь подчас прием враждебен.

МП: Первый раз я показал эти фотографии в ливерпульской галерее Open Eye. Я работал вместе со своим другом Томом Вудом, который жил буквально в одной миле от меня, мы много снимали вместе, и наша выставка, посвященная Нью-Брайтону, в этой галерее была совместная. Как раз тогда я решил сделать книгу. А потом та же выставка открылась в галерее Serpentine в Лондоне. Мои хорошие друзья Крис Киллип и Грэхем Смит уже делали там свои выставки, так что я знал, что владельцы галереи отнесутся к фотографам с симпатией. Интересно, что реакция ливерпульской публики была, скорее, умеренной, так как все тамошние жители ездят в Нью-Брайтон и знают, на что он похож, а вот в лондонском Serpentine реагировали очень враждебно, особенно некоторые южно-английские буржуа.

КБ: И какова была ваша реакция?

МП: Ну я довольно рано понял, что принимать критику близко к сердцу не стоит. Меня это не то что не расстроило, а даже порадовало. Я понял еще с тех ранних пор, что негативными отзывами навредить нельзя, и свыкся с ними. Слишком много людей критикуют меня – за все подряд.



КБ: А осознавали вы в тот момент, что порываете сразу с двумя традициями документальной фотографии: снимать на черно-белую пленку и относиться с сочувствием к тем, кого снимаешь?

МП: Частично осознавал, но не до конца. В тот момент я просто делал то, что считал нужным. Сейчас, оглядываясь назад, я вижу все более ясно. Я понимал тогда, что происходит что-то значительное, очень возбуждался, делая эти снимки. Когда ПитерФрейзер делал первые отпечатки, нас просто трясло от нетерпения. Я чувствовал, что нащупал что-то, но еще не понимал что именно. Правда, я знал, что это очень важно, так как это была документальная фотография, и при этом она была в цвете.

18 декабря в фотошколе PHOTOPLAY состоится лекция фотографа Мартина Парра. К приезду Мартина в Москву издательство Treemedia выпустило книгу 'Мартин Парр: в своем жанре'. День лекции станет первым днем продажи этой книги в России и вы сможете приобрести ее по дружественной издательской цене.

Ссылка на анонс лекции на сайте Photoplay http://photoplay.ru/courses/reportage/martinparr.html

Информация о книге Мартин Парр: в своем жанре. Интервью с Квентином Бажаком

Объем: 128 страниц, мягкий переплет. Формат: 16x21см. Тираж: 1500. Язык: русский

Книга на сайте интернет-магазина издательства
Событие на Facebook
Событие Vkontakte