Categories:

Rineke Dijkstra. Бесчувственное соучастие


© Rineke Dijkstra

Фотограф Rineke Dijkstra из Голландии - одна из самых значительных и популярных фигур в мире арт-фотографии. Многие считают ее лучшим фото-портретистом современности. Стоимость работ Dijkstra на аукционах достигает фантастического уровня, в то время как сюжеты ее фотографий намеренно демонстративно просты. Стилистика их максимально приближена к любительским снимкам, каковых тысячи можно найти в пыльных семейных альбомах. Однако, не одна страница искусствоведческих исследований написана именно об этой простоте.
Безусловно, самой известной работой Ринеке стал портрет девочки в персиковом купальнике. Тревожное выражение лица, поза, напоминающая ботичеллевскую Венеру.


Сандро Боттичелли, "Рождение Венеры", 1482-86

Rineke Dijkstra работает над большими сериями портретов, как правило в полный рост. Ее интересуют неуловимые переходные состояния человека - тонкая граница подросткового возраста, рождение ребенка, женщины служащие в армии. Намеренная, демонстративная простота фона привлекает внимание зрителя к самому портретируемому, к его позе и выражению лица.

Из интервью Rineke Dijkstra :
Какую цель вы ставите перед собой при фотографировании?
Я хочу показать то, что вы не можете увидеть в обычной жизни. Я делаю так, чтобы обычные вещи выглядели особенно. Я хочу, чтобы люди взглянули на жизнь по-другому, но мои фотографии всегда имеют основой реальность. (...) Если вы показываете слишком много деталей из частной жизни портретируемого, зритель вынужден искать более тонкие намеки – как завязаны шнурки на ботинках, или как наложена помада. Это касается, например, фотографии мальчика из Одессы. Вы можете показать, что он беден, включив в кадр мусорный ящик, или бездомную кошку. Но для меня все дело только в проницательности и готовности по-настоящему вникнуть в суть изображения, чтобы узнать больше о мальчике. В этом – равенство возможностей для всех.
Я люблю, когда фотографии демократичны. Вы должны быть открыты, чтобы что-то произошло. Если вы пытаетесь форсировать события, вы рискуете получить одномерную, плоскую картинку.


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra


©Rineke Dijkstra

Rineke Dijkstra также занимается видео-артом. Пример тому фильмы "I can see a woman crying" и "Ruth drawing Picasso"


Кадр из фильма "I can see a woman crying"


Кадр из фильма "I can see a woman crying"


Кадр из фильма "Ruth drawing Picasso"


Кадр из фильма "Ruth drawing Picasso"

текст: д. орлов/photoplay.ru