ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской (sunsandy) wrote in prophotos_ru,
ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской
sunsandy
prophotos_ru

Category:

15 лучших книг по фотографии... Часть 3.

 Приношу свои искренние извинения за неудобство чтения материала статьи по частям. К сожалению, возможности ЖЖ не позволили мне опубликовать его целиком в одном сообщении. Так что, вот здесь можно прежде познакомиться с первыми двумя частями обзора...

15 лучших книг о фотографии... Часть 1.

15 лучших книг о фотографии... Часть 2.




Abelardo Morell. 1841 Book of Proverbs for the Blind, 1995
http://www.abelardomorell.net/


 

Ретушь и компьютерная обработка цифрового изображения


ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ и PHOTOSHOP

Автор: Александр Ефремов
Издательство: Питер, 2009




В настоящее время по компьютерной обработке и работе с одной из самых популярных программ выпущено огромнейшее количество литературы. Полки соответствующих разделов книжных магазинов ломятся от пухлых изданий, а глаза покупателя предательски разбегаются. Став жертвой подобного изобилия, я сама не раз покупала книги, которые не только не помогали мне изучить и без того непростую программу, но запутывали и отпугивали окончательно. Основное отличие таких моих "неудачных" покупок заключалось в том, что я выбирала слишком подробные труды, а если быть точной, слишком общие руководства, которые подразумевали в рядах своей потенциальной аудитории не только фотографов. Тем не менее, взаимодействие фотографа и Photoshop носит вполне определённый характер и затрагивает более или менее "ограниченный" набор программной функциональности, что, соответственно, подразумевает крайне направленное изложение материала, а выражаясь простым языком, "по теме".
Вот таким замечательным и ёмким руководством по работе с цифровыми файлами в программе Photoshop для фотографов и оказалась ещё одна книга Александра Ефремова. Материал книги представлен очень структурированно и чётко. Затрагивая только самые необходимые темы, не отвлекаясь на заманчивое многообразие функций и пунктов меня, автор целеустремленно и бойко ведёт читателя к уверенному овладению навыками компьютерной постобработки и ретуши цифровой фотографии, начиная с самого первого шага - базовой настройки программы и компьютера - к разнообразными приёмам и способам ретуши, созданию чёрно-белых или тонированных изображений различными методами, на выбор фотографа. Кроме того, в книге рассказывается и показывается, как с помощью доступных программных средств можно делать интересные изобразительные, световые и живописные эффекты, имитировать плёночное зерно и многое-многое другое. И не побоюсь сделать вывод, что это книга - одно из лучших руководств по работе в Photoshop для начинающих фотографов.


СЕКРЕТЫ RAW
Профессиональная обработка

Автор: Александр Ефремов
Издательство: Питер, 2008




Я знаю, что в настоящее время некоторые из моих коллег вполне сознательно снимают на свои цифровые камеры в формате JPEG. Чем продиктован столь необычный, на мой взгляд, выбор, я, как ни старалась, так узнать и не смогла. Безусловно, это личное дело каждого, но всё же существует немало весомых аргументов в пользу "сырого" формата: и это не только бо'льшие возможности RAW при записи информации в момент съёмки и, соответственно, бо'льшие возможности при постобработке файла, но и важное "вещественное доказательство" вашего авторства на случай мало приятного разбирательства в суде или иных инстанциях на предмет установления этого самого права авторства в случае незаконного использования плодов творчества в корыстных или других целях, без вашего на то ведома и согласия.
Поэтому книга Александра Ефремова "Секреты RAW" - это прекрасное техническое руководство по работе с замечательным, но непростым цифровым форматом. Материал, представленный в книге, весьма полно и подробно охватывает основной спектр вопросов и проблем по теме: принципиальные различия JPEG и RAW, подготовка камеры к съёмке в формате RAW, калибровка камеры, работа с модулем Camera RAW, обзор существующих RAW-конвертеров, "сырой" формат и динамический диапазон снимка, варианты решения проблем повышения резкости, уменьшения шумов, создания чёрно-белых изображений и другие интересные и важные темы.
Таким образом, минуя сомнительные мнения, как то, "так делают все" или "так принято", начинающий фотограф сможет сделать сознательный выбор на основе объективных фактов и знаний, с которыми его знакомит книга Александра Ефремова.

РЕТУШИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ В PHOTOSHOP

Авторы: Кэтрин Айсманн, Уэйн Палмер (Katrin Eismann, Wayne Palmer)
Издательский дом "Вильямс", 2008
Оригинальное название: Photoshop
Restoration & Retouching, Third Edition


Эту книгу как лучшее пособие по портретной ретуши рекомендовал мне Александр Ефремов, когда я училась у него на курсе Photoshop. Третье издание, написанное Кэтрин Айсманн в соавторстве с Уэйном Палмером, можно смело назвать энциклопедией компьютерной ретуши. В книге представлено огромное количество различных способов восстановления, коррекции, преобразования цифровых изображений. Особое внимание уделяется реставрации старых снимков. Тех фотографов, для кого данная тема не представляется интересной, прошу сразу не торопиться с выводами, потому что в умелых руках и при участии творческого подхода любая техника ретуши может быть преобразована полезным для вас способом, исключительно в целях решения ваших актуальных задач. В книге самым подробным образом рассматривается ретушь в портрете: всевозможные виды цветокоррекции, как изображения в целом, так и отдельно кожи человека, его волос, глаз, губ и т.д., способы удаления или минимизации практически всех существующих видов дефектов и неровностей кожи, скульптурная свето-теневая обработка, "пластика" человеческой фигуры, неважно, исправление ли это формы носа или коррекция силуэта, очертаний ног, рук, ягодиц и прочее.
Для портретного фотографа это книга просто незаменима. Благодаря такому огромному разнообразию способов ретуши, представленных на её страницах, можно создать свой собственный подход - элементов для комбинации и "сборки", в этом смысле, будет более, чем достаточно. Но как часто происходит, лучшее - враг хорошего, поэтому, искренне рекомендуя данное издание, все же хочу сделать небольшое уточнение. Многие способы ретуши кожи, о которых рассказывают авторы, ориентированы не только на эффективность и достижение поставленной задачи, но и на некоторое упрощение всего процесса постобрабокти, что, безусловно, прекрасно и похвально, но иногда может негативно сказаться на конечном результате. В некоторых случаях способы ретуши, при слепом следовании инструкции, могут сделать изображение неживым, словно пластиковым, с потерей фактуры и объёмности, зато с небольшими временными затратами. Поэтому... Лучшая тактика работы с материалом книги - это применение разных приёмов в комбинации с другими или как дополнение к уже имеющимся наработкам, так как в художественном портрете на первом месте - человек с его внутренним миром и настроением, а не хорошо отретушированная кожа. В конце концов, лишь та обработка является качественной и мастерски выполненной, которую невозможно заметить невооружённым глазом.


И в завершении ещё несколько общих рекомендаций, касательно выбора литературы по фотографии для тех, кому актуален данный вопрос. Когда я только начинала заниматься фотографией, то понимала, что мне, безусловно, было бы полезно что-нибудь почитать, но оказавшись в книжном магазине, сделать выбор я не смогла, потому что не только не знала от чего оттолкнуться, я не вполне осознавала по каким критериям оценивать представленные книги и чего ждать от их содержания. Спустя некоторое время, возможно, несколько недель, я все же приобрела парочку книг и дрожащими руками принялась их изучать... Но ответов на волновавшие меня вопросы я не нашла и тогда, решив, конечно же, что причина исключительно во мне и, вероятно, врожденном техническом кретинизме. Перелистывая сейчас ради праздного любопытства страницы тех "непонятных" первых книг, которые по неопытности купила без чье-либо помощи, я понимаю, что дело было не только во мне - сами пособия и руководства оказались бездарно написаны людьми, недалеко ушедшими от моего фотографического уровня тех лет. Любитель, взявший на себя неподъёмную ответственность учить других делу, которым сам владеет с трудом, да ещё за денежное вознаграждении в виде стоимости книги, становится дилетантом или шарлатаном, но никак не педагогом.

Так что, извлекая урок из ошибок прошлого, сформулирую несколько несложных советов:

- первый и, наверное, самый главный совет - не при каких обстоятельствах не следует покупать нечто отдаленно напоминающее книгу, в названии которой присутствует словосочетание "... для чайников". Так как эти издания действительно написаны для "чайников", которые не только не относятся к фотографии серьёзно, но, более того, считают это плёвым делом - так же "плёво" разбираются в подобных книгах фототемы;

- хорошего много не бывает - этим принципом следует руководствоваться выбирая из огромного количества наименований. Хорошие книги не могут появляться в продаже со скоростью света, поэтому не стоит отвергать более ранние издания в пользу новомодных и разрекламированных. Технический прогресс может идти семимильными шагами, но основы цифровой, не говоря уже о плёночной, фотографии ещё очень долго будут неизменны, какими бы быстрыми ни стали процессоры и многопиксельными матрицы, это никак не может повлиять на фундаментальные положения в фотографии;

- при выборе книги не стоит поддаваться на громкие обещания издателей, так как действительно хорошая литература не нуждается в замысловатых лозунгах-завлекалках. Хотя бывают редкие и приятные исключения, как, например, рассмотренная нами работа Генри Горенштейна о чёрно-белой фотографии. Но, как говорится, исключения лишь доказывают правила;

- не следует также верить всему, что пишут на обложках, многие из которых кроме кричащих названий, ещё и пестрят заблуждениями. Например, когда разделяют композицию кадра на плёночную и цифровую, так как даже новичку понятно, что будь это хоть квадрат среднеформатной камеры, способ получения изображения никак не
может повлиять на законы управляющие взаимодействием элементов в изобразительном пространстве снимка;

- ещё одним пунктом чёрного списка псевдопособий по фотографии можно назвать
крайне сомнительные книжечки об "искусстве позирования" (на обложках которых обычно красуются дамы не первой свежести с многозначительными томными выражениями на лицах), так как они не только дают фору любому современному изданию камасутры, с той лишь разницей, что написаны для сольного исполнения, но и совершенно не имеют ничего общего с адекватным человеческим взаимодействием фотографа и модели. Вряд ли заученный набор поз (мы все ещё говорим о фотографии) поможет раскрепоститься неопытной в фотосессиях девушке или наделит навыками эффективного общения застенчивого фотографа - так что, не стоит тратить свои деньги и время на подобный обман;

- и ещё кое-что: какой бы замечательной и полезной в итоге не оказалась купленная книга о фотографии, она - всего лишь книга - хороший помощник и учитель, да - но не одна книга, без долго и упорного труда, не способна сотворить чудо и сделать из фотолюбителя фотомастера.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments