?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
15 лучших книг о фотографии... Часть 2.
sunsandy wrote in prophotos_ru
Приношу свои искренние извинения за неудобство чтения материала статьи по частям. К сожалению, возможности ЖЖ не позволили мне опубликовать его целиком в одном сообщении. Так что, вот здесь можно прежде познакомиться с первой частью обзора...

15 лучших книг о фотографии... Часть 1.




Abelardo Morell. Dictionary
, 1994
http://www.abelardomorell.net/


Композиция кадра

ИСКУССТВО ФОРМЫ
Мой форкурс в Баухаузе и других школах

Автор: Иоханнес Иттен (Johannes Itten)
Издатель Д. Аронов, 2009
Оригинальное название: Gestaltungs-und Formenlehre
Vorkurs am Bauhaus und später



Иоханнес Иттен - швейцарский художник и выдающийся педагог в истории изобразительного искусства 20 века. В самой известной и новаторской школе Германии - Баухауз - он разработал уникальную образовательную систему для подготовки художников, скульпторов, архитекторов, ювелиров и других представителей различных направлений визуальных искусств, которую потом переняли многие художественные учебные заведения мира. Книга, на первый взгляд, на прямую не связана с искусством фотографии, но это всего лишь условность. Не так уж разнятся по своей сути живопись и фотография: отличаются технологические процессы, каждому из этих видов искусства присуща своя специфика, но то, что объединяет их - это восприятие мира посредством зрения и взаимодействия света с объектами окружающего мира. Текст, представленный в книге является переводом с немецкого самого первого издания форкурса Иоханнеса Иттена. Автор делится с читателями своей позицией в вопросах развития творческого восприятия и мышления у художников, рассказывает о работе над учебным курсом и занятиях со студентами. Этапы обучения соответствуют изучению категорий основных художественных отношений, например, светлого и тёмного, цвета, материала и фактуры, формы и ритма и т.д. Освоение главных законов взаимодействия данных изобразительных элементов, в контексте творчества, для студента связано с решением ряда практических задач - от умения физически расслабляться, чтобы стать более открытым окружающему миру, до развития повышенной восприимчивости всех органов чувств с помощью специально разработанных упражнений.
Иными словами, методика, представленная в книге помогает раскрыть и приумножить внутренний творческий потенциал каждого, кто в этом заинтересован, способность острее и ярче чувствовать мир, благодаря непосредственно тренировке когнитивных навыков. Ведь, в конце концов, гений - это 99% труда и только 1% таланта.


Работа со светом, навыки практической фотосъемки


ФОТОГРАФИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ
Портреты Мода Гламур 
 
Авторы: Роджер Хикс, Фрэнсис Шульц, Алекс Ларг, Джейн Вуд
(Roger Hicks, Frances Schultz, Alex Larg, Jane Wood)
Издательство: МАГМА, 2001
Оригинальное название: Photographing People
Portrait Fashion Glamor




Я давно уже заметила, чем проще и невзыскательнее название книги, тем серьёзнее и полезнее она окажется. Чем меньше громких обещаний слетает с красивых обложек, тем толковей то, что находится под ними. Данная книга не исключение, и она станет настоящей находкой тех, кто искренне увлечен фотографированием людей. Издание представляет собой большое иллюстрированное пособие по работе с различными световыми источниками в рамках трёх направлений жанра: классического портрета, моды и гламура. Соответственно, книга состоит из трёх больших разделов, в начале каждого подробно рассказывается о специфике съёмки и её аспектах, далее следуют примеры фотографий известных и мало известных авторов, сопровождаемые компьютерными схемами-рисунками, демонстрирующими расположение источников света в пространстве студии относительно модели. Каждый рисунок дополнен информацией о фотоаппаратуре, параметрах съёмки и рассказом о самой фотосессии и критериях выбора той или иной световой схемы.
На мой взгляд, книга бесценна, прежде всего, как руководство по студийной съёмке и в ней представлено такое великое множество вариантов освещения для портрета - от самых классических до абсолютно фантазийных, требующих участия комбинированного света или использования длинных выдержек. Кроме того, в книге разбирается полный спектр существующих видов студийной техники и аксессуаров и затрагиваются важные аспекты взаимоотношений с моделью.


ФОТОГРАФИЯ без PHOTOSHOP

Автор: Александр Ефремов
Издательство: Питер, 2008




Александр Ефремов - известный российский фотограф и главный редактор журнала "ФОТОtravel", более знакомый мне как талантливейший педагог одной из московских фотошкол и автор книг по фотографии. Данное издание, по формату изложения схожее с предыдущей книгой, является замечательным техническим руководством по работе с различными видами студийного света, созданию сложных световых и оптических эффектов в фотографии без каких либо посторонних способов вмешательства методом компьютерной постобработки или монтажа - только работа головы, рук, камеры, объектива и света. Особый акцент сделан на необычные фотографические приёмы, использование мультиэкспозиции, цветных фильтров и специальной оптики.
Фотографии также сопровождаются световыми схемами и рассказом о самом съёмочном процессе. Думаю, что книга будет особенна интересна фотографам, которые любят экспериментировать со светом как с творческим инструментом и всегда находятся в поиске новых нетривиальных решений для своих идей.


Классическая черно-белая фотография


ЧЕРНО-БЕЛАЯ ФОТОГРАФИЯ

Автор: Генри Горенштейн (Henry Horenstein)
Издательство: Эксмо, 2007
Оригинальное название: Black & White Photography
A Basic Manual



Генри Горенштейн как человек имеющий чувство меры и эстетический вкус, я даже не сомневаюсь в этом, просто и лаконично назвал свою книгу "Черно-белая фотография. Базовое руководство" - чётко, ясно и по существу. Справедливости ради, также стоит заметить, что эта и другие его книги по праву считаются классическими в ряду прочих работ по теории и технике фотографии. Тем не менее, российским издателям этого явно показалось недостаточно и к основному заглавию было добавлено гордое и претенциозное "Самый прямой путь к рождению фотошедевров". Что это за путь такой известно, наверное, лишь автору сего слогана, так как книга рассказывает исключительно о техническом процессе создания пленочных фотографий, начиная от выбора камеры и заканчивая багетом для готового снимка, напечатанного ручным оптическим путем. Для тех же, кто может купиться на такую дешевую уловку нужно было ещё в качестве приятного бонуса приложить к русскоязычному изданию бесплатную кнопку "Шедевр" для "вашей камеры". Тогда точно была бы достигнута главная коммерческая цель - повысить продажи в секторе. Литература такого уровня не нуждается в подобной бездарной рекламе, словно под громкой обложкой скрывается ширпотреб, вместо серьёзного учебного материала. Книга Генри Горенштейна действительно представляет собой очень чётко структурированное базовое руководство по пленочному фотопроцессу. Двенадцать глав книги охватывают весь диапазон основных тем от классификации камер, оптики и плёнки до управления экспозицией, работы со светом, проявки, печати с негатива и последующей презентации снимка. Таким образом, формируется правильная последовательность овладения фотографическими знаниями и навыками. Безусловно, одно из главных достоинств книги - её лаконичная содержательность и доступность даже для начинающих фотографов с ещё пока небольшим практические опытом, поэтому она может стать прекрасной отправной точкой для каждого, кто всерьёз увлекся аналоговой фотографией.


THE CAMERA. THE NEGATIVE. THE PRINT.
The Ansel Adams Photography Series

Автор: Ansel Adams
Издательство: Little, Brown and Company, 2009



Великолепная серия из трёх книг с краткими, но ёмкими названиями - "Камера", "Негатив", "Снимок" - пока ещё не переведенная на русский язык - это тот самый беспрецедентный случай в мировой практике, когда читатель получил возможность практически напрямую учиться у одного из талантливейших мастеров в истории фотографии. Замечательный труд, вобравший в себя богатый и разнообразный опыт творчества и преподавательской работы в Калифорнийской школе искусств - это не только прекрасное учебное пособие, проиллюстрированное работами самого Анселя Адамса, это бесценная кладезь авторских мыслей и принципиальных позиций, взглядов на непростые вопросы фотографии.
Каждая из представленных в серии книг подробно рассказывает, в соответствии с её названием, об одной из трёх фотографических составляющих. Таким образом, формируется идея тройственности процесса создания фотографии и, более того, его неразрывности - сам Ансель Адамс неоднократно подчеркивает в тексте эту мысль, утверждая, что само по себе зафиксированное на светочувствительном материале изображение и даже после проявки, ещё не является фотографией. Фотография оживает в напечатанном снимке, который, тем не менее, невозможен без двух первых этапов.
The Camera. В первой книге тема одного из ключевых технических приспособлений в фотографии представляется не только подробным разбором видов и типов внутреннего устройства и форматности существующих камер и объективов, но также детальным анализом процесса визуализации на примере оптической системы камеры-обскура, выдержками и наглядными иллюстрациями из физики фотографических процессов и оптики. Кроме того, интересно и полно в книге подан материал о работе крупноформатных камер, с точки зрения коррекции перспективных искажений.
The Negative. Вторая книга заметно толще первой и третьей, и её смело можно назвать энциклопедией плёночной фотографии, так как в настоящее время малое количество современных изданий и литературы прошлых лет может похвастаться таким же богатым и разносторонним материалом по данной составляющей фотографического процесса. Здесь можно найти буквально всё: визуализация в контексте экспонирования светочувствительного материала, экспозиция и работа с естественным и студийным светом, закон обратных квадратов, фильтры и управление контрастом будущего изображения, организация пространства фотолаборатории, необходимое оборудование и, конечно же, сам процесс проявления плёнки, с разбором его мельчайших нюансов и потенциально возможных проблем. Жемчужиной же второй части является глава, посвященная знаменитой зонной системе, разработанной Анселем Адамсом.
The Print. Огромную роль автор отводит ручной оптической печати как процессу непосредственного рождения фотографии. Это волшебное действо, от которого финальная фотография зависит ничуть не меньше, чем от правильно выбранной экспозиции в момент съемки или хорошего проявителя на стадии проявки. Более того, с помощью печати можно как спасти фотографию, так и уничтожить. Такая авторская позиция хорошо аргументирована в первой главе книги, посвященной почти метафизическому значению визуализации фотографии в готовом снимке. В книге очень подробно рассказывается об организации пространства печатной лаборатории - тёмной комнаты - включая разновидности всего необходимого и возможного оборудования и приспособлений: от увеличителей и объективов до луп и таймеров, кроме того, разнообразно представлены виды печатных материалов. Сам процесс печати рассматривается во всех мельчайших подробностях, разбирается техника маскирования и ретуши готового снимка.
С помощью ручной оптической печати можно добиться поистине необыкновенного конечного результата, сделать свою фотографию по-настоящему объёмной и выразительной, создав тончайшие переходы еле уловимых градаций тона и усилить эмоциональную и красивую игру света и тени.

Хочу также добавить, что все фотографии Анселя Адамса в книгах сопровождаются небольшими аннотациями, содержащими технические параметры съёмки и комментарии самого фотографа.


EXAMPLES: The Making of 40 Photographs

Автор: Ansel Adams
Издательство: Little, Brown and Company, 2010




Многие из нас, наверное, не раз мысленно или вслух задавались вопросом "Как это сделано?" при взгляде на фотографии любимых авторов, и не только с технической стороны. Всегда интересно узнать маленькую предысторию...
Эту прекрасную возможность подарил своим зрителям Ансель Адамс. Да, снова он и его, ещё одна, замечательная книга - "Примеры: Создание 40 фотографий". Большое иллюстрированное издание представляет собой продолжение серии из трёх книг "The Camera", "The Negative" и "The Print" - собрание 40 лучших чёрно-белых работ выдающегося фотографа, сопровождающиеся рассказами об их создании, как с точки зрения деталей фотографического процесса, так и причин, мотивов, мыслей и фактов из жизни, побудивших к их созданию.
Как многие действительно величайшие и талантливейшие умы в мировой истории, искусстве и науке такие, как Аристотель, Леонардо да Винчи, Дени Дидро, Михаил Ломоносов, Сальвадор Дали, Василий Кандинский и другие, Ансель Адамс не боится раскрыть будущему поколению свои профессиональные секреты и он прямо пишет об этом в предисловии книги.

Хотя книги Анселя Адамса пока не переведены на русский, не стоит лишать себя удовольствия погрузиться с удивительный и познавательный мир фотографии, только от того, что знание английского сейчас, может быть, ещё несовершенно. Мне кажется, возможность прочитать их - это уже мощнейший стимулом к изучению языка. 

Продолжение следует...


 

 




  • 1
Мне кажется я сформулировал, то что меня смущало в предыдущей части статьи, а в этой стало проявляться еще больше.

Обзору не хватает личностного подхода. Описание каждой книги настолько обще, что можно заподозрить, что оно написано по аннотации издательства. Было бы гораздо интереснее читателю, если бы вы рассказали, какие именно книги и как помогли именно вам.

В чем конкретные особенности книги? Какова лично ваша оценка? Плюсы? Минусы? Аудитория?

PS: Иттен меня разочаровал, я ожидал от этой книги большего. "Фотографирование людей" - это книжка набор схем, что в общем-то интересно один раз посмотреть, но по факту книжка достаточно бесполезна. Для каждого снимка(идеи), для каждой конкретной модели будет оптимально свое освещение. Ведь стоит помнить, что если на гламурном снимке заменить модель на рядового человека с улицы, оставив свет, фотографа и макияж без изменений, то кадра не будет.

В догонку. На русском языке издана автобиография А.Адамса. Очень рекомендую.

Спасибо за отзыв... :)
Простите, но мне все же показалось, что Вы не очень внимательно читали. Начну пояснение с книге "Фотографирование людей"... Ни одно издание не может быть истолковано как стопроцентно приносящее пользу или обучающее, если человек не в состоянии проанализировать для себя его содержание и найти способы грамотно использовать его материал. В этом случае не имеет значения, содержательна та или иная книга, или нет.  Это примерно тоже самое, как назвать "Азбуку" бесполезной  только потому, что в ней исключительно буквы, но не рассказывается, как, например, написать диктант. В самом начале первой части я пояснила, что использую все перечисленные книги в своей работе, занятии фотографией. Я не могу сказать, что взяла какую-то конкретную световую схему на такой-то странице книге. Речь идет о другом. Начинающий фотограф должен иметь максимально полное представление, что и как теоретически и практически можно делать со светом и как использовать его для решения своих творческих или учебных задач. Многие, так называемые, курсы фотографии в разных фотошколах и мастер-классы не всегда дают полную картину, а чаще еще больше запутывают. Именно это знаю из личного опыта. Набор схем не нужен сам по себе, но на его основе можно экспериментировать и таким образом, сделать собственные наработки. Так что в этом пункте с Вами категорически не согласна. 

Что же касается Иттена... Я много лет занимаюсь живописью и поэтому не понаслышке знаю, как много может дать изобразительное искусство и подходы, используемые в его обучении, для фотографов в том числе. Не могу знать, каковы были Ваши ожидания от книги, но для себя я почерпнула из нее очень много: идеи и даже примеры конкретных упражнений для развития визуального и чувственно восприятия. Что положительно сказалось не только на фотографии, но и на живописи, естественно в субъективном сравнении с моими предыдущими и новыми работами. В моей аннотации к книге об этом также говорится. Приводить же примеры конкретных упражнений посчитала неуместным. 

Книги Анселя Адамса - это вообще отдельная тема. Так как процесс настоящего, серьезного освоения аналоговой черно-белой фотографии - это обучение растянутое во времени, эти издания являются настольными и постоянно используются. Я так же достаточно четко описываю, о чем идет речь в каждой книге.

Что же касается схожести моего обзора с выжимками из аннотаций издательств, хорошо это или плохо, я ничего общего не заметила. Так как в большинстве случаев, они формальны, сухи и перечисляются пункты из содержания глав книг. Более того, иногда складывается впечатление, что автор подобных комментариев, сам книгу не читал перед тем как размещать ее характеристику на задней стороне обложки. Четко сформулированные названия тем еще не говорят о факте их раскрытия на страницах издания. Мне ближе обобщение, когда явно прослеживается позиция автора, подход, который он применил при написании книги. Не пункты, а главная цель и задача, каков посыл к читателю. Такой линии и придерживалась при написании статьи... Так как самой интересны именно подобные обзоры.

Тем не менее, как бы то ни было, спасибо за конструктивную критику, в Интернете - это большая редкость... :)

Спасибо еще раз! :)
Она у меня на английском есть... Так что, буду читать.

(Удалённый комментарий)
Мало аргументированный ответ...

Можете предложить достойную замену?

(Удалённый комментарий)
Ну, в таком случае, книги Анселя Адамса - то, что надо... :)

(Удалённый комментарий)
У Лапина есть книги по аналоговому черно-белому процессу?
Я думала, что он только о композиции пишет. Как раз в первой части моего обзора есть его книга "Фотография как..."

Что бы Вы предложили по пленочной фотографии? )

по пленочной фотографии можно еще предложить книгу Лапина "Жизнь квадратом" (или как-то так она называется)

Замечательно! :))
Спасибо большое... Я обязательно найду эту книгу - очень уважаю Лапина и его работы.

Edited at 2011-06-23 18:10 (UTC)

Адамс это, конечно, Адамс. Настольная книга для тех, кто контролирует весь процесс, от выбора носителя до изготовления отпечатка. таких не более 0,1%, остальным рекомендую прочитать хотя бы отрывочно, чтобы при случае козырнуть, мол "я читал Адамса" )

Пусть и отрывочно, все равно будет очень полезно! :))
Адамс замечательно писал, еще и с литературной точки зрения, очень приятно читать его даже поэтому. Так что втянуться можно будет легко.

Прежде всего, огромное спасибо за Ваш труд. Просмотрел все три части, не могу сказать, что со всем списком согласен, но критиковать всегда легче чем взять и сделать. Вы молодец!
Могу добавить в вашу копилку еще пару интересных изданий:
1)Если Вам нравится "Фотографирование людей", то посмотрите еще на "Hollywood Portraits" http://knigi.tr200.ru/v.php?id=550 Я когда начинал заниматься фотографией гонялся за такого плана книгами по всем магазинам и сайтам... схемы разбирал, копировал... Да вот правда не получалось. С годами понял почему :) Но до сих пор считаю, что подобные книги обладают определенной пользой, но повторить эти схемы не имея базы, практически невозможно, увы.

2)А вот если человек хочет понять как работает студийный свет то это сюда «Light Science & Magic» http://fotobooks.livejournal.com/135719.html лучшая книга по работе со светом. Жаль, что мало кто ее осиливает.

Спасибо Вам большое за добрые слова! :)
Мне очень-очень приятно... 

И спасибо за книги... )  Я нашла их сейчас в Интернете: вторая ссылка, правда, не открылась, поэтому искала по названию. По этой ссылке именно она, чтобы я не ошиблась http://www.amazon.com/Light-Science-Magic-Fourth-Hunter/dp/0240812255/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1308853063&sr=8-1

Полностью согласна с Вами, что световые схемы бесполезны, если нет общей подготовки и вообще представления о работе со студийным светом. Но все же, если не слепо следовать всему, что пишут в книгах о работе со светом, а как-то сочетать, изменять и пробовать, то можно добиться неплохих результатов. А если еще больше постараться, то - даже хороших. :)


Странно, что ссылка не открылась... Могу выслать если хотите.
У меня обложка другая, но похоже, что на амазоне просто новое переиздание.

Да, буду очень рада... :)
Заранее спасибо!

Горенштейна читать только на английском. В русское издание влез вездесущий Лапин со своими коментариями по поводу и без.
Сколько изданий у Горенштейна и кто такой Лапин ему советы раздавать - каждый ответит себе сам.

У меня Горенштейн на английском... )

это хорошо.
Сравните даже заголовки на обложках, посмеетесь)

Вы, наверное, не очень внимательно обзор читали...
Я как раз пишу о совершенно безобразном русском переводе названия.

  • 1