ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской (sunsandy) wrote in prophotos_ru,
ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской
sunsandy
prophotos_ru

Categories:

15 лучших книг о фотографии... Часть 1.


Сегодня я расскажу о 15 интереснейших и познавательных фотокнигах, которые я читаю сама,  использую в творчестве и работе над конкретными техническими задачами, и которыми очень хочу поделиться с читателями и зрителями, так как именно эти книги могут оказаться незаменимыми помощниками не только для начинающих фотографов, но и для более опытных моих коллег.
Обмен опытом - очень важная составляющая любого профессионального сообщества. И чтобы бессмысленно не вариться в собственном соку, предлагаю вам не стесняться и оставлять в комментариях к публикации названия и авторов своих любимых фотокниг. В итоге, совместными дружными усилиями мы соберём замечательную библиографическую базу, основанную не на рекламных обзорах ассортимента книжных магазинов, а на практическом опыте каждого из нас. Это будет бесценно для освоения прекрасного и непростого искусства фотографии.

Итак, начнём...


Abelardo Morell. Six Dictionaries, 2000

http://www.abelardomorell.net/



Художественная фотография, становление личности фотографа, история фотографии


ФОТОМАСТЕР

Автор: Светлана Пожарская
Издательство: "Пента", 2001


Это совершенно уникальная в своём роде книга, которая, в отличие от огромног числа другой фотолитературы затрагивает очень сложную, спорную и, на первый взгляд, субъективную сторону фотоискусства и творчества - его художественную составляющую, рассматриваемую с различных точек зрения: психологической, искусствоведческой, исторической, с позиций выразительности конкретного снимка и композиции кадра. Автор помогает разобраться в проблемах развития видения фотографа, рождения образа и формирования индивидуального авторского стиля.
Кроме того, в книге достаточно полно и интересно представлены материалы по истории фотографии в лицах, а также - интервью с мастерами отечественной фотографии, такими как Владимир Семин, Станислав Яворский, Георгий Колосов, Едыге Ниязов, Сергей Чиликов и другими.
Книга Светланы Пожарской неслучайно является первым номером в моём обзоре - я искренне считаю, что это тот самый краеугольный камень в изучении фотоискусства, с которого должен начинаться сознательный путь каждого фотографа. Так как фотограф (читаем: "Творец, художник" - ведь мы говорим о фотографии исключительно как о творчестве) должен с самого начала осознавать свою роль внимательного наблюдателя, мыслителя, созидателя, и лишь потом, человека, который нажимает на кнопку.   
 

НОВАЯ ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ
Под редакцией Мишеля Фризо, том I


Русское издание: MACHINA, 2008


Название книги говорит само за себя. И быть многословной здесь совершенно не имеет смысла. Скажу лишь, что сейчас в России это, наверное, самое лучшее и подробное изложение материала по зарубежной истории фотографии со времён создания первых камер-обскура, рисовальных и световых машин, зарождения фотографии в начале 19 века и до этапов развития в первой четверти 20. Текст книги великолепно проиллюстрирован огромным количеством репродукций аутентичных фотопроизведений, гравюр и схем.
Как мне кажется, не будет лишним также напомнить, почему история фотографического искусства столь важна, особенно для молодого фотографа. В век цифровых технологий не стоит забывать о том, что истинная суть фотографии -это свет. А чудо рождения изображения таится во взаимодействии света с эмульсией, а не в количестве мегапикселей и умении работать в компьютерном редакторе. Фотография рождается здесь и сейчас, с помощью света и тени. История фотографии поможет всегда помнить об этом и ценить фотопроцессы за чудо создания и погружения в прекрасную тайну, а не только за конечный результат.


Композиция кадра


ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОСЪЕМКИ

Автор: Марк Гейлер (Mark Galer)
Издательство: NT Press, 2005
Оригинальное название: Photography Foundations for Art & Design


Эта книга представляет собой универсальное издание, систематизировано освещающее различные вопросы фотографии от художественной наполненности образа до выбора и освоения камеры и последующих технологий печати и обработки снимков. Но главным достоинством книги и основной особенностью, приятно выделяющей её на фоне аналогичных изданий, является наличие интересных фотографических упражнений в каждом разделе книги - это чрезвычайно важно. Подобно тому, как человек может укреплять своё тело гимнастикой или закаливанием, так - с помощью творческих заданий, которые предлагает автор, мы можем на любом этапе профессионального становления развивать своё фотографическое мышление, фантазию, воображение и способность придумывать новые идеи и находить максимально выразительные способы и средства их реализации. Работа над конкретной, чётко поставленной задачей, будь то композиция, изучение света, создание фотоистории на выбранную тему, приучает наш мозг трудиться сосредоточенно и аналитично, а приобретённые навыки постепенно доводятся до интуитивного автоматизма, в лучшем смысле этого слова, что позволяет творить, опираясь не только на теорию, но и на значительный практической опыт.
Единственным минусом именно российского издания книги является местами весьма некорректный перевод с английского некоторых терминов. Например, часто встречающееся в тексте слово "дизайн", совершенно не укладывается по смыслу в разговор о фотографии и выпадает почти из всех предложений, в которых используется. Это, скорее всего "калька" с английского слова "design". И гораздо уместнее здесь было бы другое из его значений: "замысел" - в контексте идеи или создания концепции съёмки.


ДАО ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ
искусство создавать удачные снимки

Автор: Майкл Фриман (Michael Freeman)
Издательство: Добрая Книга, 2008
Оригинальное название: The Photographer's Eye: Composition and Design for Better
Digital Photos


 


Прежде чем рассказать о книге, хочу сделать важное замечание. Как видно из оригинального названия и отечественного варианта, русский перевод крайне вольный, не только по фактическому подбору слов, но и по смыслу. Примерный правдоподобный перевод мог бы быть таким: "Вгзляд фотографа (или видение): Замысел ("композиция" меньше подходит) и создание лучших цифровых снимков". Что же означает претенциозное, помпезное, почти бессмысленное и притянуто за уши "ДАО цифровой фотографии" - толком не ясно, так как в самой книге речь идет исключительно о композиции кадра, который может быть сделан как с помощью пленочной камеры, так и - цифровой. Разные обложки, разные названия, но содержание русскоязычного и англоязычного изданий, к счастью, абсолютно идентичное.
Убрав всю шелуху, навязанную предприимчивыми маркетологами, мы увидим перед собой замечательную книгу по композиции фотографического кадра. Рискну предположить, что сам автор, когда добавлял в название словосочетание "цифровые фотографии", не столько анонсировал содержание книги, сколько приглашал новичков присоединиться к прекрасному миру гармоничного построения пространства снимка. Я и сама замечала такую тенденцию, что по неопытности или из-за отсутствию старшего товарища, многие начинающие, именно с цифровых камер, фотографы, боятся покупать что-либо без заветного слова "цифра" в названии.
Книга хороша ещё и тем, что весь материал изложен максимально доступно и просто, и наглядно проиллюстрирован фотографиями самого автора, согласно теме каждого раздела. Это превосходная, легкая для понимания и усвоения азбука, именно с которой и стоит начинать изучение предмета, а продолжить - уже более серьезными работами, о которых речь пойдёт дальше. Ещё один важный момент - это взгляд на проблемы композиции через призму выразительности будущего кадра, его понятности, способности четко и ярко передавать авторской замысел. Все элементы изображения должны работать на его эмоциональную силу, напряженность, объемность и раскрытие смысла - так кратко можно сформулировать основную идею книги, которая мастерски открывается читателю.


ФОТОГРАФИЯ КАК...

Автор: Александр Лапин
Издатель Л. Гусев, 2007


 


Эта книга не нуждается в особом представлении. Так как уже сейчас её можно назвать одной из лучших в своём роде. Именно к ней стоит переходить от самого первого знакомства с композицией посредством предыдущего издания. "Фотография как..." - это фундаментальный труд по самым острым, значимым и философским проблемам композиции фотографии. Это, практически, новая предметная область, возникшая на стыке композиции и психологии восприятия. Глубокое, почти анатомическое, изучение вопроса представлено Александром Лапиным в чередовании подробного анализа изобразительного пространства кадра и его элементов, ограниченного рамками видоискателя, или краями готового фотоснимка, на примере работ разных авторов, и вдумчивых размышлений о природе фотографии как искусства, творчества, вида деятельности, его предназначении, пути и роли в судьбе человека.
Книга учит фотографа думать, видеть, понимать на всех возможных уровнях сознания и чувств. "Щелкуны" или охотники за быстрой славой и прибылью обычно не доходят до встречи со страницами этой книги, потому что в их системе мировоззрения фотография - это что угодно, но только не великое умение видеть и создавать, и уж тем более не великий труд. "Пойду пофотаю!" - говорят они. И это не просто удобная формулировка. Это семантика, философия, отношение к тому, чем занимаешься, сам не понимая для чего. Так что, приподнимая приятную на ощупь, очень ласковую обложку "Фотография как..." нужно быть готовым к великой внутренней работе.


Продолжение следует...

(Приношу свои искренние извинения за неудобство чтения материала статьи по частям. К сожалению, возможности ЖЖ не позволили мне опубликовать его целиком в одном сообщении)


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →