?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
15 лучших книг о фотографии... Часть 1.
sunsandy wrote in prophotos_ru

Сегодня я расскажу о 15 интереснейших и познавательных фотокнигах, которые я читаю сама,  использую в творчестве и работе над конкретными техническими задачами, и которыми очень хочу поделиться с читателями и зрителями, так как именно эти книги могут оказаться незаменимыми помощниками не только для начинающих фотографов, но и для более опытных моих коллег.
Обмен опытом - очень важная составляющая любого профессионального сообщества. И чтобы бессмысленно не вариться в собственном соку, предлагаю вам не стесняться и оставлять в комментариях к публикации названия и авторов своих любимых фотокниг. В итоге, совместными дружными усилиями мы соберём замечательную библиографическую базу, основанную не на рекламных обзорах ассортимента книжных магазинов, а на практическом опыте каждого из нас. Это будет бесценно для освоения прекрасного и непростого искусства фотографии.

Итак, начнём...


Abelardo Morell. Six Dictionaries, 2000

http://www.abelardomorell.net/



Художественная фотография, становление личности фотографа, история фотографии


ФОТОМАСТЕР

Автор: Светлана Пожарская
Издательство: "Пента", 2001


Это совершенно уникальная в своём роде книга, которая, в отличие от огромног числа другой фотолитературы затрагивает очень сложную, спорную и, на первый взгляд, субъективную сторону фотоискусства и творчества - его художественную составляющую, рассматриваемую с различных точек зрения: психологической, искусствоведческой, исторической, с позиций выразительности конкретного снимка и композиции кадра. Автор помогает разобраться в проблемах развития видения фотографа, рождения образа и формирования индивидуального авторского стиля.
Кроме того, в книге достаточно полно и интересно представлены материалы по истории фотографии в лицах, а также - интервью с мастерами отечественной фотографии, такими как Владимир Семин, Станислав Яворский, Георгий Колосов, Едыге Ниязов, Сергей Чиликов и другими.
Книга Светланы Пожарской неслучайно является первым номером в моём обзоре - я искренне считаю, что это тот самый краеугольный камень в изучении фотоискусства, с которого должен начинаться сознательный путь каждого фотографа. Так как фотограф (читаем: "Творец, художник" - ведь мы говорим о фотографии исключительно как о творчестве) должен с самого начала осознавать свою роль внимательного наблюдателя, мыслителя, созидателя, и лишь потом, человека, который нажимает на кнопку.   
 

НОВАЯ ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ
Под редакцией Мишеля Фризо, том I


Русское издание: MACHINA, 2008


Название книги говорит само за себя. И быть многословной здесь совершенно не имеет смысла. Скажу лишь, что сейчас в России это, наверное, самое лучшее и подробное изложение материала по зарубежной истории фотографии со времён создания первых камер-обскура, рисовальных и световых машин, зарождения фотографии в начале 19 века и до этапов развития в первой четверти 20. Текст книги великолепно проиллюстрирован огромным количеством репродукций аутентичных фотопроизведений, гравюр и схем.
Как мне кажется, не будет лишним также напомнить, почему история фотографического искусства столь важна, особенно для молодого фотографа. В век цифровых технологий не стоит забывать о том, что истинная суть фотографии -это свет. А чудо рождения изображения таится во взаимодействии света с эмульсией, а не в количестве мегапикселей и умении работать в компьютерном редакторе. Фотография рождается здесь и сейчас, с помощью света и тени. История фотографии поможет всегда помнить об этом и ценить фотопроцессы за чудо создания и погружения в прекрасную тайну, а не только за конечный результат.


Композиция кадра


ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОСЪЕМКИ

Автор: Марк Гейлер (Mark Galer)
Издательство: NT Press, 2005
Оригинальное название: Photography Foundations for Art & Design


Эта книга представляет собой универсальное издание, систематизировано освещающее различные вопросы фотографии от художественной наполненности образа до выбора и освоения камеры и последующих технологий печати и обработки снимков. Но главным достоинством книги и основной особенностью, приятно выделяющей её на фоне аналогичных изданий, является наличие интересных фотографических упражнений в каждом разделе книги - это чрезвычайно важно. Подобно тому, как человек может укреплять своё тело гимнастикой или закаливанием, так - с помощью творческих заданий, которые предлагает автор, мы можем на любом этапе профессионального становления развивать своё фотографическое мышление, фантазию, воображение и способность придумывать новые идеи и находить максимально выразительные способы и средства их реализации. Работа над конкретной, чётко поставленной задачей, будь то композиция, изучение света, создание фотоистории на выбранную тему, приучает наш мозг трудиться сосредоточенно и аналитично, а приобретённые навыки постепенно доводятся до интуитивного автоматизма, в лучшем смысле этого слова, что позволяет творить, опираясь не только на теорию, но и на значительный практической опыт.
Единственным минусом именно российского издания книги является местами весьма некорректный перевод с английского некоторых терминов. Например, часто встречающееся в тексте слово "дизайн", совершенно не укладывается по смыслу в разговор о фотографии и выпадает почти из всех предложений, в которых используется. Это, скорее всего "калька" с английского слова "design". И гораздо уместнее здесь было бы другое из его значений: "замысел" - в контексте идеи или создания концепции съёмки.


ДАО ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ
искусство создавать удачные снимки

Автор: Майкл Фриман (Michael Freeman)
Издательство: Добрая Книга, 2008
Оригинальное название: The Photographer's Eye: Composition and Design for Better
Digital Photos


 


Прежде чем рассказать о книге, хочу сделать важное замечание. Как видно из оригинального названия и отечественного варианта, русский перевод крайне вольный, не только по фактическому подбору слов, но и по смыслу. Примерный правдоподобный перевод мог бы быть таким: "Вгзляд фотографа (или видение): Замысел ("композиция" меньше подходит) и создание лучших цифровых снимков". Что же означает претенциозное, помпезное, почти бессмысленное и притянуто за уши "ДАО цифровой фотографии" - толком не ясно, так как в самой книге речь идет исключительно о композиции кадра, который может быть сделан как с помощью пленочной камеры, так и - цифровой. Разные обложки, разные названия, но содержание русскоязычного и англоязычного изданий, к счастью, абсолютно идентичное.
Убрав всю шелуху, навязанную предприимчивыми маркетологами, мы увидим перед собой замечательную книгу по композиции фотографического кадра. Рискну предположить, что сам автор, когда добавлял в название словосочетание "цифровые фотографии", не столько анонсировал содержание книги, сколько приглашал новичков присоединиться к прекрасному миру гармоничного построения пространства снимка. Я и сама замечала такую тенденцию, что по неопытности или из-за отсутствию старшего товарища, многие начинающие, именно с цифровых камер, фотографы, боятся покупать что-либо без заветного слова "цифра" в названии.
Книга хороша ещё и тем, что весь материал изложен максимально доступно и просто, и наглядно проиллюстрирован фотографиями самого автора, согласно теме каждого раздела. Это превосходная, легкая для понимания и усвоения азбука, именно с которой и стоит начинать изучение предмета, а продолжить - уже более серьезными работами, о которых речь пойдёт дальше. Ещё один важный момент - это взгляд на проблемы композиции через призму выразительности будущего кадра, его понятности, способности четко и ярко передавать авторской замысел. Все элементы изображения должны работать на его эмоциональную силу, напряженность, объемность и раскрытие смысла - так кратко можно сформулировать основную идею книги, которая мастерски открывается читателю.


ФОТОГРАФИЯ КАК...

Автор: Александр Лапин
Издатель Л. Гусев, 2007


 


Эта книга не нуждается в особом представлении. Так как уже сейчас её можно назвать одной из лучших в своём роде. Именно к ней стоит переходить от самого первого знакомства с композицией посредством предыдущего издания. "Фотография как..." - это фундаментальный труд по самым острым, значимым и философским проблемам композиции фотографии. Это, практически, новая предметная область, возникшая на стыке композиции и психологии восприятия. Глубокое, почти анатомическое, изучение вопроса представлено Александром Лапиным в чередовании подробного анализа изобразительного пространства кадра и его элементов, ограниченного рамками видоискателя, или краями готового фотоснимка, на примере работ разных авторов, и вдумчивых размышлений о природе фотографии как искусства, творчества, вида деятельности, его предназначении, пути и роли в судьбе человека.
Книга учит фотографа думать, видеть, понимать на всех возможных уровнях сознания и чувств. "Щелкуны" или охотники за быстрой славой и прибылью обычно не доходят до встречи со страницами этой книги, потому что в их системе мировоззрения фотография - это что угодно, но только не великое умение видеть и создавать, и уж тем более не великий труд. "Пойду пофотаю!" - говорят они. И это не просто удобная формулировка. Это семантика, философия, отношение к тому, чем занимаешься, сам не понимая для чего. Так что, приподнимая приятную на ощупь, очень ласковую обложку "Фотография как..." нужно быть готовым к великой внутренней работе.


Продолжение следует...

(Приношу свои искренние извинения за неудобство чтения материала статьи по частям. К сожалению, возможности ЖЖ не позволили мне опубликовать его целиком в одном сообщении)




Лапина прочитал, отличная книга, рекомендую всем

15 лучших книг о фотографии... Часть 1.

User sunty_a referenced to your post from 15 лучших книг о фотографии... Часть 1. saying: [...] Originally posted by at 15 лучших книг о фотографии... Часть 1. [...]

Оч понравился представленый Вами материал. Не будете сильно ругаться, если к себе утащу?

Спасибо Вам большое! :))
Конечно, берите... Мне только приятно!
Скоро, надеюсь, опубликую здесь вторую и третью часть.

Лапина не советую никому. Написана очень тяжелым языком, чтение похоже на езду на квадратных колесах. Содержит много откровенной воды, тяжело вычленить действительно дельные мысли. Новичкам не советую тем более.

Спасибо за отзыв... Но не могу с Вами согласиться.
Какие-то книги читаются легче, какие-то тяжелее. Поэтому в обзоре рассказываю о двух изданиях: одно по-проще - только о композиции, второе - книга Лапина - серьезный труд для размышления и внутренней работы над собой. То, что Вы охарактеризовали, как "воду" - важные мысли автора, раскрывающие философский подход к проблемам фотографии и композиции. И безусловно они могут быть очень полезны для личностного становления фотографа, пусть и не каждого.
Дорогу осилит идущий...

вобщем, Лапина все ругают и все читают:)

Это прекрасно, что к книге Александра Лапина такой интерес в комментариях... :))
Но в этой части обзора есть еще четыре книги. И хотелось бы, чтобы и другие читатели оставляли имена авторов и названия своих любимых фотокниг.

Лапин очень полезен, если кто то не вник еще, то это вопрос времени и желания. А вот Пожарская не оставила особых впечатлений.

Андрей, спасибо за отзыв... :)
Я думаю, что обе эти книги хороши, но каждому из читателей ближе что-то свое.
И предпочтения зависят скорее от личных потребностей как ученика и фотографа, кому что актуальнее в данный момент.

Регулярно просматриваю тонну литературы из различных сообществ, в том числе на английском. И чесно говоря мое распределение книг было бы совершенно другим(2 из 5 книг я не читал не буду ), что и понятно, у каждого из нас свой собственный багаж накопленных знаний.

Опуская полемику о дебильности составления рейтингов, перехожу к вопросам:
А на какую аудиторию вы ориентируетесь? 15 лучших для кого? Для новичков? Для профессионалов? Лучшие книги на каждом этапе разные.

PS: Читать Лапина не рекомендую никому. Да у меня есть эта книга, но нет я ее так и не прочитал, не смог согласится с автором где-то на первых 30%. Есть гораздо более полезные книги, которые могут ввести человека в мир фотографии. Дыко "Беседы о фотомастерстве", Наппельбаум "От ремесла к искуству", Стигнеев "Поэтика фотографии". ИМХО конечно.

PPS: А хотите я тоже сделаю обзор фотокниг? Я довольно давно пишу обзоры книг для своего сайта по тематике веб-разработок (nomagic.ru), в последний раз мне дополнительно прислали несколько книг Скота Келби по обработке в Ps и Lr. Кому-нибудь это будет интересно увидеть их обзоры именно тут?

Спасибо Вам за подробный, развернутый ответ... :)

Почти все обзоры, будь то книги, или камеры, или программное обеспечение, так или иначе, и этого практически невозможно избежать, пишутся с учетом не только собственного багажа знаний, но и взглядов, личного мнения и т. д. и т. п., поэтому говорить о какой-то стопроцентной беспристрастности в этом вопросе не стоит. Да, эти книги лучшие по моему субъективному мнению и, я думаю, они могут помочь тем молодым фотографам, которые еще не чувствуют и не считают себя профессионалами и хотят многому научиться. Хотя понятие профессионализма тоже крайне относительно - художник, в широком смысле, может развиваться всю жизнь.
К написанию этого обзора меня побудил собственный опыт четырех-пятилетней давности, когда я только-только увлеклась фотографией и варилась в собственном соку, не понимания, ни куда идти, ни что делать, ни что читать - это было ужасно. И найди я тогда вот такой же обзор, основанный не на рекламных уловках или авторитетном мнение человека уже давно далеко ушедшего от фотографических низов, я бы получила хоть какие-то ориентиры и подсказки. Но так или иначе, этого не произошло. И если сейчас моя статья поможет хотя бы одному такому же человеку - это будет прекрасно! )
Что касается фотографов других уровней, то думаю, материал по истории фотографии вообще находится вне каких либо уровней и актуален для всех, кому это интересно. 

Такие же книги, как "Субъектив" Китаева, "За объективом" Подольского, "Длинная выдержка" Боровского и "Фотография. Проблемы поэтики" - следующие пункты в моем списке книг, которые уже жду на полке и в ближайшем времени я хотела бы начать их читать...

Ваши обзоры, безусловно, так же будут интересны многим... :)

Почему-то у нас если "великая" книга о фотографии, то обязательно это размытый вымученный текст, всё чаще ни о чем. Слова о словах, набор синонимов и витиеватых жиденьких формулировок. И Все читают, скрипят мозгом, понимают, что что-то там в этом есть, да, такое глубокое, почти неуловимое. Наверно, это и есть тот самый тонкий художественный дух, лирический мотив, вдохновенная муза посетила автора. Х%# там! Это художественный свист. Эти книги можно и нужна читать, но в тёплых тапках у камина, со стаканчиком вина, просто чтобы не читать какую-нибудь "донцову", и когда не хочется перегружать психику душевными терзаниями героев русской классики.
-
И даже если для кого-то именно такая книга, прочитанная в нужный момент стала ключом к пониманию проблемы, это не значит, что она способна стать путеводителем для всех. Также это не значит, что для понимания её необходим особый склад ума или великий талант.

Спасибо... :)

Если какой-либо фотограф достиг высокого уровня таланта и мастерства, его безусловно можно искренне с этим поздравить. Но такие люди обычно забывают, что сами когда-то начинали, и, возможно, не могли отличить выдержку от диафрагмы, а контраст от колорита. Такое за ненадобностью очень легко и быстро забывается. А еще людям свойственно забывать, что никто не рождается с развитыми навыками и умениями, неважно умение ли это ходить или нажимать на кнопку спуска затвора. Эти людьми овладевает чувство собственной гордости и значимости и на всех любителей, новичков и пытающихся они смотрят с презрением. Такие люди ничего не хотят и не умеют делать для последующих поколений. Печально. 
Так вот... Если Ваш уровень позволяет Вам обо всем говорить со знанием дела - это похвально. Но есть те, кто еще хочет и будет учиться - для этих людей написан мой обзор.

P.S. Заметьте, Вы же не предложили ни одного альтернативного издания и автора, кроме не вполне уместного упоминания о некой  Донцовой. О чем тогда Вы можете судить? 

спасибо! отличная статья!!! (а еще не так давно, кажется, у Вас был невообразимо прекрасный пост про съемку в студии, а потом он исчез(((((((((((((((((((

Спасибо большое! :))
Мне очень приятно...
Но, к сожалению, запись про съемку в студии не припоминаю. Может быть, Вы имеете в виду публикацию о видение фотографа и мастер-классе Паоло Роверси?

(Удалённый комментарий)
Рада, что Вам понравилось... :)
Спасибо!

15 лучших книг о фотографии... Часть 1.

User kate_ferrara referenced to your post from 15 лучших книг о фотографии... Часть 1. saying: [...] Originally posted by at 15 лучших книг о фотографии... Часть 1. [...]

Не забудьте одну вещь. Когда напишите продолжения статьи, то в каждую её часть добавьте линки на остальные части.

Спасибо за предусмотрительность... :)
Статья уже написана, поэтому и пришлось разбивать ее на части. Сегодня отправила в сообщество вторую часть и сделала ссылку на первую. Так же, соответственно, поступлю и с третьей.