?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Александр Носовский
prophotos_live wrote in prophotos_ru
Замечательный фотограф Александр Носовский занял призовое место на премии "Лучший фотограф 2010"  со снимком из серии "Молчание вещей".

В этом посте читайте  о том, как рождалась (и продолжает пополняться эта серия). А также вашему вниманию отрывок из книги Александра Носовского о фотонатюрморте  "Stilleven".

1


"Серия "Молчание вещей" начиналсь как прикладная сьемка календря для большой судоходной компании. Я долго искал объекты для съемки серии и, когда определился, понял, что двенадцатью фотографиями и двумя неделями съемки этот материал не осилить. Сейчас полная коллекция натюмортов этой серии приближается к четырем десяткам.

Занимаюсь серией "Молчание вещей" несколько лет и остановиться пока не могу. Надо сказать, что большая часть фотографий сделаны старинным аппаратом "Zeiss Ikon", видимо он произведен в 30 годы прошлого столетия. Это создает ощущение фотографии из прошлого... и для меня это очень важно. Важно снимать живые, прожившие во времени фактуры и предметы, для этого долго ищутся интерьеры с нужным освещением и вещи, но о вещах отдельный большо разговор. "Молчание вещей" — это конечо образ.

Давать названия натюрмортам опасно, они от этого теряют интригу. Вещи — самый молчаливый объект съемки на свете, они безропотно терпят фотоэксперементы над собой, и только когда удается снять их по-настоящему, их молчание можно назвать осмысленным и многозначительным и глубоким и еще каким угодно... В этом цель моих сьемок — оживить молчание вещей, придать смысл, создать настоение тишины в ту секунду когда говорят: ангел пролетел..."

Александр Носовский

Отрывок из книги  "Stilleven"* 

*Термин,  обозначающий  то же, что и "натюрморт", но натюрморт в прямом переводе обозначает  "мертвая природа" — что не всегда правда.  Словосочетание  Stilleven c голландского переводится как  "безмолвная жизнь вещей", и было в активном обиходе у  художников  18 века.

Есть натюрморты как украшения стен, есть как реклама, есть подсмотренные в
реальной жизни, а есть натюрморты как чистая игра воображения Мир, в котором
фотограф при помощи самых обычных вещей создает свое независимое
художественное пространство. Такого рода натюрморты можно назвать авторскими.
Натюрморт — самый трудный жанр фотографии не только для съемки, но и для
понимания. Жанр, в котором абсолютно все зависит от фотографа. Нет более
субъективной формы самовыражения, чем самовыражение посредством молчания
вещей. Настоящий натюрморт можно только сотворить его нельзя увидеть в жизни.
В жизни иногда бывают неожиданные по смыслу и значению совпадения
интересные только самим этим фактом. Настоящий натюрморт рукотворен.


Искусство фотонатюрморта — самое условное искусство из всех видов искусств.
Только по настоящему чувствуя правила игры в условность, в принципе, можно
получать эстетическую радость от восприятия правильного молчания вещей.
 


Настоящий натюрморт — это эмоциональный символ.
Настоящий натюрморт воспринимается главным образом на уровне
ощущений, в отличие от других жанров изобразительного искусства. Это жанр, в
котором по большому счету нет никакой логики. Это только внешне натюрморт
демонстрация вещей.

Сначала кажется все очень просто. Ну, набор красивых вещей, ну набор вещей с
неким символическим смыслом, ну красивый свет, ну фактурные фоны – вроде все понятно.
Но, зная это можно сделать две три хороших работы. Дальше тупик. Дальше сплошное
самоповторение. Дальше долгое и бесполезное передвигание предметов, до тех пор пока
не станет ясно, что это действительно самый трудный жанр фотографии и умозрительный
подход в этом деле, как средство, нужно исключать навсегда.


Нельзя относится к натюрморту как к простой комбинации вещей.
Натюрморт это совсем, или частично, условное пространство, рожденное сознанием
и подсознанием, некими обрывками из чего-то, где-то, когда-то мимолетно
виденного. Странная смесь случайных, неосознанных ассоциаций и вполне
материальных вещей. Без изначальной странности и некоторой нелогичности
натюрморт — всего лишь буквальный наборчик реквизита.


Очень трудно заранее придумать натюрморт, так чтобы он
при съемке не стал мертворожденным.
Натюрморт ПОЯВЛЯЕТСЯ сам.
Если захочет.


Нельзя заранее придумать натюрморт. Заранее можно подобрать для него
предметы и вещи.



Многие вещи живут значительно дольше чем люди. Настоящий натюрморт —
это потаенная история. Можно только вообразить сколько помнят антикварные
вещи.

Несколько вещей, составляющих натюрморт, — это малое,
представляющее собой нечто. Это часть. Все остальное зависит только от степени
воображения.


Вещи в натюрморте бывают одушевленные и неодушевленные.
В настоящем натюрморте они уживаются нормально. Их сочетания иногда и
являются объектом натюрморта.

Все попытки снимать комбинации вещей вне закрытого, камерного пространства малоуспешны.
Натюрморт дело интимное. Ему для жизни нужны стены и самый для него родной свет –— свет от окна.
Вещи в закрытом пространстве и вне наполнены абсолютно разным смыслом.


Вещи как люди, или они что то из себя представляют, или им сниматься
нет смысла. Или они наполнены значением или нет. По этому, какие-то из них
можно снимать бесконечно, какие-то единично, какие-то совсем снимать не стоит.
 

Натюрморт иногда можно представить как пространство для игры вещей, как
театр, где вместо актеров играют предметы.


Есть странное свойство некоторых вещей быть главными, а некоторых
быть только в свите. Так же как и люди, некоторые вещи хорошо чувствуют себя
только в тени.

Понятно, что какая-то вещь в натюрморте не должна быть
«выставлена на показ», - это верный способ ее погубить, она интересна в
органичной для себя среде, «подсмотренная в ней», зато другая вещь требует быть
показательно в центре.


Есть странное свойство вещей что-то обозначать и что-то
символизировать. Являться знаком чего-то... Исторически. Фактически.
Волею судеб. На уровне образов. На уровне понятий. На эмоциональном
уровне. Иногда почти на уровне физиологии.


Есть странное свойство некоторых вещей  — гипнотизировать!
Если они правильно расположены в пространстве и правильно освещены.
 


Понятно, что вещь должна предстать в правильном масштабе. В
правильных пропорциях по отношению к границам изображения, в которых она
расположена. Предметы не должны теряться в пространстве, которое им отведено в
натюрморте, так же как и не должны его перегружать. Правильное соотношение
создает ЗНАЧЕНИЕ вещи!


Понятно, что сочетания вещей не должны создавать ощущение
замкнутости, законченности. Правила классической композиции и книжных законов
способны породить начальные формы, дальше решает только внутреннее чувство и
господин случай.


Настоящий натюрморт — это пространство заполненное мистическими
связями вещей. Если это удается зафиксировать можно считать, что натюрморт
получился.

Только некоторые СОЧЕТАНИЯ
придают ЖИЗНЬ неодушевленным вещам.
Понятно, что чаще всего натюрморты это состояние сочетания вещей.
Это их связи. Иногда противопоставление.
Иногда конфликт.


Понятно, что натюрморт, смысл которого можно описать буквальными
понятиями никакого отношения к НАСТОЯЩЕМУ не имеет. Натюрморт (настоящий)
может быть единственный жанр изобразительного искусства, который не стоит
анализировать словами.
Нужно видеть !



Натюрморт — это МОЛЧАНИЕ ВЕЩЕЙ

Натюрморт это необъяснимость, но магнетизм… это то, что заставляет
всматриваться в простое. Самая большая удача наполнить этим
будничное и обычное.


Натюрморт  —это возможное откровение вещей.

Натюрморт  —это возможное обретение предметами значимости.



Натюрморт — это правда вещей. В натюрморте очень легко потерять это
чувство и уйти, например в пустое фальшивое псевдозначение. Натюрморт — это не
инсталляция и ни в коем случае не «артобъект».

Свет — составной элемент и неотемлимая часть жизни вещей в натюрморте.
Свет преображает вещи. Вещи материализуют форму света.
« Свет – субстанциональная форма тел; своей большей или меньшей
причастностью к свету тела приобретают правду и достоинство своего бытия »
Св. Бонавентура



Световой рисунок, световые пятна — такая же равноправная часть
натюрморта, как и вещи, которые этот свет проявляет из темноты.


Тень —  составной элемент и неотемлимая часть жизни вещей в натюрморте.
Она элемент композиции так же как и снимающиеся предметы, так же как и
световые пятна. Тень в натюрморте это его атмосфера.


Свет вещи рисует и придает значение, тень вещи окутывает темнотой и
тайной.


Фактура — это та природа, благодаря которой веришь или не веришь в то, что
видишь. Чувствуешь или не чувствуешь. Связано у тебя с этим что - то или не
связано. Фактура вещей может быть живая, мертвая, глянцевая, матовая и т.д. фактура
может играть. Фактура может вызывать физические ощущения и ассоциации.
Фактуры в натюрморте могут быть инородными, они могут между собой спорить, а
могут создать гарионичные сочетания. Натюрморт это выражение фактуры
вещей и может быть это самое главное. Иногда может быть даже главнее чем
форма.

Истории может не быть. Натюрморт, состоящий из одного предмета
это просто осмысление вещи. Вещи, которая этого стоит. Сочетание двух вещей
это может быт не всегда история, но уже сюжет. Ситуация некого значения. Две
вещи в грубом переводе это может быть двусмысленность. Чаще всего история
начинается от трех предметов и больше. Возникает молчаливый непереводимый в
слова смысл.


Лучшая атмосфера для натюрморта –— недосказанное.

Значение вещи может состоять иногда только в том, что с ней связано
какое-то событие…!
Или какое – то место…!
Или какой-то человек…!

(с) Александр Носовский

  • 1
пост очень понравился спасибо большое


и за что же это вы мой комментарий, интересно, удалили?.. что указала вам поправить кат в вежливой форме?
неблагодарно и некрасиво, однако.... (((((

видимо, тут можно только хвалить(

это была не инструкция, если что)))) а комментарий :D

Кат поправили, спасибо. А в чем проблема?

в том, что удалили мой предыдущий коммент.

мне одной это кажется неинтересным?

Спасибо, открыла для себя мастера.

Очень хорошие фотографии, лаконичный и содержательный текст!

Все о натюрморте по полочкам. Здорово:)

Обалденный пост! спасибо!

  • 1