блог фонда объективная реальность (or_blog) wrote in prophotos_ru,
блог фонда объективная реальность
or_blog
prophotos_ru

Categories:

Афганистан и Дальний Восток глазами ирландского фотографа Шеймуса Мерфи


© Seamus Murphy. Россия.

Шеймус Мерфи называет фотографию "наполовину историей, а наполовину - магией". Такое краткое описание может послужить заглавием всему архиву его работ, ведь творчество Мерфи отличается особой проникновенностью. Родом из Ирландии, фотограф долгое время снимал на Ближнем Востоке, в Европе, в России и на Дальнем Востоке, в странах Африки, в Северной и Южной Америке, и является шестикратным призером World Press Awards. Работы Мерфи охватывают года и континенты, но мы решили сконцентрироваться на теме, которая практически полностью поглотила его в последние годы – это Афганистан, а также рассказать о его проекте о России.


© Seamus Murphy. Афганистан.



Впечатляющая коллекция черно-белых фотографий рассказывает историю афганского народа, которому удалось сохранить сильную, яркую культуру вопреки непрерывным бедствиям.

Я начал фотографировать после того, как закончил колледж в Ирландии и переехал в Сан-Франциско. Что бы вам ни говорили, Америка всегда имела и по-прежнему имеет огромное влияние на нас, неамериканцев. Она казалось иным миром, убежищем, далеким берегом, и к чёрту традиции. Место, где вполне уместно то, что нецензурно у нас, и где у людей хватило остроумия, денег, юмора и крутизны, чтобы снять "Напряги извилины" и "The Beverly Hillbillies". Я по-прежнему верный последователь сержанта Билко. Осознание того, что все намного сложнее, чем это могло казаться мне ребенком, пришло с появлением личных расходов: я стал понимать, что за забавы приходится платить и для самих американцев все было совсем не так весело.


© Seamus Murphy. Афганистан.

С самого начала я тяготел к черно-белой фотографии и к возможности контролировать процесс. Сейчас, конечно, можно сканировать или снимать на цифру, и мы сами выбираем – но тогда для меня все происходило именно так. В то время часто устраивались гараж-сейлы и барахолки, и всегда оказывалось, что у людей какие-то невообразимые запасы потрясающих книг по фотографии: может они их продавали, чтобы избавиться от прошлого, одному богу известно, но я их скупал по 1-2 доллара за пачку.


© Seamus Murphy. Россия.

Почему именно Афганистан? В 1994 году меня отправили туда по заданию. Впрочем, "отправили" - не совсем верное слово. Мы с моим другом-писателем предложили идею нашей поездки в Афганистан лондонской газете the Observer, и они согласились. Эта война была забыта, но я читал, что там по-прежнему убивают людей, и люди гибнут там чаще, чем во всем мире. Туда было невероятно сложно пробраться, и единственный способ попасть в Афганистан лежал через неправительственную организацию. Мы сумели договориться с CARE International.


© Seamus Murphy. Афганистан.

Два года спустя, в феврале 1996, я опять вернулся туда – Герат был только что захвачен Талибаном, и дело принимало серьезный оборот. Я был на задании с журналистом Энтони Лойдом, с которым мы познакомились в аэропорту и впоследствии много работали вместе – и в Афганистане, и в других странах мира. Он написал послесловие к моей книге, и он отличный товарищ. Когда в октябре 1996 Талибан захватил Кабул, мы снова вернулись, и мне кажется, так началась неразрывная связь с Афганистаном.


© Seamus Murphy. Афганистан.

Нет, мне не странно испытывать привязанность к Афганистану, потому что он никогда не казался мне чужим. Думаю, дело в ирландском духе: мы путешественники, и легко находим общий язык. Исторически так сложилось, что нам эти качества были жизненно необходимы – чтобы выжить, и при британских властях только так мы могли сохранить мир и уважение. Нет ни одного места в мире, где не побывал бы ирландец, который успел покорить или обобрать весь город. Должен отметить, что у афганцев похожее отношение к жизни. Как и ирландцы, они ведут себя уважительно, но за спиной у тебя говорят, что им вздумается. Они любят петь и смеяться, и им не чужда поэзия. И если сравнивать отношение к своим истокам, то афганцы особенно похожи на население западной части Ирландии


© Seamus Murphy. Афганистан.

В конце концов, все равно это все фотография – черно-белая она или цветная, пленка или цифра. Если ты сделаешь выбор для себя - отлично, и это твое решение. Мне всегда смешно на людей, которые начинают сравнивать и говорить, что одно лучше другого - вроде как правдивее, этичнее, и ты сам от этого становишься лучше. Каждый период времени развенчивает догмы, и это прежде всего касается самооценки и тщеславия.


© Seamus Murphy. Афганистан.

У Мерфи очень личное восприятие конфликта в Афганистане, направленное на человеческий фактор, нежели на механизмы войны. Он представлен агентством VII, но при этом предпочитает работать независимо, как поступают многие фотографы с 2003 года: По Афганистану я предпочитаю перемещаться на маленьком автомобиле – универсальной "Королле" – которая смотрится по-свойски в этих краях. Более крупные машины мешают работе и привлекают слишком много внимания. Моя последняя поездка в Афганистан была в мае-июне 2009 года, и мне велели не совершать по Кабулу перемещений без охраны, не говоря уже о Шамали и Нангархаре, где было слишком опасно, и я несколько ночей провел и деревнях, так что паранойя дает о себе знать. Если ты работаешь на организацию, то ты связан ее правилами, и выбирать не приходится, из-за чего многие упускают лучшие моменты в ходе поездки в Афганистан – а это общение непосредственно с афганцами.


© Seamus Murphy. Россия.

Шеймус рассказывает о проекте, который снял в России на Дальнем Востоке так: На самом деле, это было задание от журнала Dispatches, но эту съемку мне дали потому, что оно было похожа на мой личный проект об Америке, над которым я работаю до сих пор. Гари Найт, который был основателем и арт-директором журнала, увидел часть того проекта и его заинтересовало, как я могу снять Дальний Восток в России.


© Seamus Murphy. Россия.

Но, конечно, Россия отличается от Америки и это сказалось на работе, основой которой стали мои впечатления от поездки. В общей сложности, я провел там 5 недель. Однако, за одну из них я не снял ничего потому, что потратил это время на общение с властями, пытаясь получить доступ к съемке работы на нефтяных скважинах и золодобыче, который они мне, конечно, не хотели давать.


© Seamus Murphy. Россия.

Я знал, что журнал планирует отдать под эту съемку более 50 страниц и поэтому ощущал довольно серьезную ответственность. По сути дела, то, что ошибочно называется “стрит фотографией”, заключается в постоянном процессе выискивания и охоты на фотографии. Это означает многочасовые прогулки и поиск ситуаций, и все это время нужно быть готовым быстро среагировать и снять то, что вы обнаружите. Это может быть по настоящему изнурительным процессом!


© Seamus Murphy. Россия.

Публичные лекции фотографов победителей World Press Photo 2011 Джоди Бибер (Южная Африка) и Шеймуса Мерфи (Ирландия) пройдут в рамках образовательной программы Фонда «Объективная реальность» [OR]EDU в дни проведения выставки победителей всемирного конкурса фотожурналистики World Press Photo.

Aдрес: Москва, Институт Медиа, Архитектуры и Дизайна «Стрелка»
Берсеневская наб., 14, строение 5

10 июня 2011 года c 18.00 до 22.00
Вход свободный по предварительной регистрации http://wpp.objectivereality.org/rus/lectures/

Tags: фотограф дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments