ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской (sunsandy) wrote in prophotos_ru,
ЗАМЕТКИ О ФОТОГРАФИИ веры белявской
sunsandy
prophotos_ru

Category:

Фотограф - самый чувствительный фотоматериал...



Для искусства годится только тот материал,
который завоевал прочное место в сердце.

Константин Паустовский
 

Не так давно посмотрела записи с мастер-класса Паоло Роверси, который прошёл в  апреле 2010 года в Москве в рамках фотобиеннале. Конечно, больше это было похоже  на встречу с почитателями творчества, так как, кроме демонстрации работ в загадочном  полумолчании и полумраке и пространных ответов на вопросы аудитории, на первый  взгляд, больше ничего не происходило. Сама я успела сходить лишь на выставку в Манеже, где были представлены работы замечательнейших фотографов - моего любимого Питера Линдберга, самого Паоло Роверси, Эллиота Эрвита, Анри Картье-Брессона, Сары Мун и других авторов.
Мастер-класс фотографа такого уровня и другие открытые мероприятия - это всегда настоящий подарок и долгожданное событие. Я думаю, не будет ошибкой сказать, что многие из тех, кто пришёл в тот день в кинозал "Пионер" на Кутузовском проспекте, не только мечтали о встрече с любимым фотографом, но и надеялись, что он раскроет несколько секретов мастерства и поделится личным опытом, расскажет о том, как создавались те или иные из его работ. И безусловно, это очень важно, но на мой, субъективный, взгляд, гораздо более ценным оказывается раскрытие фундаментальной внутренней позиции фотографа, то, что нельзя выучить по книжкам и демонстрациям в студиях.

В самом начале мастер-класса Паоло Роверси произносит фразу, как бы вскользь, между прочим, но в ней заключен смысл гораздо более значительный и глубокий, чем могут дать все рассказы о световых схемах, камерах и закулисье фотосессий:

"Чувствительна не только пленка, чувствительным должен быть сам фотограф..." - в этом небольшом предложение заключен целый мир, ключ к разгадке творчества.

 

Очень малое количество зрителей действительно готовы принять и понять тему о  роли личности фотографа, его внутреннего мира в процессе создания фотографии.  Это и не удивительно. Под хорошей фотографией часто подразумевается успешная  фотография, та, что непременно будет сразу оценена "по достоинству", возможно,  если речь идёт об интернет-пространстве, получит высокий бал, а уж если успешность  проявляется в денежном эквиваленте, то радости её создателя нет предела. А так как, гении фотографии, равные по величине Паоло Роверси и Питеру Линдбергу, кроме всего прочего, ещё и востребованы индустрией, это порождает желание перенять именно те самые элементы успешности, выраженные в непосредственных фотографических навыках, технических приёмах, опыте самопрезентации и работы в коммерческой сфере. Всё субъективное, эфемерное, нематериальное, что задействовано в процессе создания фотографии - воспринимается как "вода" и пустая трата времени и денег слушателей. Они платят за товар и хотят получив его, ощутить в своих руках. А как можно ощутить в руках чужое восприятие красоты в себе или восхищение мимолетным взглядом модели?
Это, как говорится, спорно...

Но разве в любом искусстве есть что-то абсолютно бесспорное?..

Хочу немного уточнить свою точку зрения, чтобы не быть истолкованной неверно,  мол, только духовное имеет значение. Я ни в коем случае не умаляю технической  составляющей в фотографии, и даже, более того, считаю, что фотограф, как и врач, к примеру, должен в совершенстве знать все тонкости своей профессии: сначала в мединституте изучают общие разделы и все направления, а только после этого выбирают своеёи совершенствуются в нём. Так и фотограф должен осознавать, что фотография, особенно это касается тех, кто впервые взял в руки именно цифровую камеру, многогранный и сложнейший технический процесс, не "автоматная" стрельба сверхскоростной многопиксельной зеркалкой и умение ловко гнуть кривые в Photoshop, сама физическая природа этого процесса не связана с новейшими технологиями, она консервативна и требует внимания, времени, изучения и усердной практики. Снимай хоть на мыльницу - но это должно быть результатом осознанного выбора, сделанного на основании приобретенных знаний, а не от того, что модно, или консультант в фотомагазине посоветовал, или сегодня со скидкой выгодная цена.

Я специально не заостряю внимание в этой заметке на технической стороне, так как эти вопросы освещаются везде и всеми. Но это лишь одна сторона медали, один уровень, достигнув которого, нужно переходить на следующий, который, в действительности, оказывается более сложным - это ментальная, чувственная и духовная составляющая в фотографии.

Когда на вопрос одной из участниц мастер-класса Роверси ответил, что фотографии нельзя научить и улыбнулся, то это, не побоюсь предположить, означало лишь одно -  технике можно научить и можно научиться везде, и самому, и в школах, но чувствовать и видеть научить нельзя. Не могу сказать, что полностью согласна с таким мнением. Скорее, это очень сложные тонкие, интимные процессы, которыми нелегко управлять и совершенствовать и нет, наверное, пока однозначного решения на этот счёт. Но очевидно одно - именно виденье делает фотографа ФОТОГРАФОМ.  А виденье, в свою очередь, это результат жизненного опыта, ценностей, приоритетов, взглядов, принципиальных позиций, внутренней гармонии, поисков, чувства прекрасного и эстетического вкуса.

Ну вот, вы освоили, наконец-то, экспозицию, научились пользоваться собственной   камерой без инструкции, отличаете ISO от баланса белого, и прочее... Что дальше? А  дальше вся работа фотографа складывается из наполнения своих творений смыслом, будь то непринужденная нежность летнего утра или боль глубокого человеческого одиночества - проблематика у каждого своя. И та фотография, которая лишена смысла, а является лишь демонстрацией технических изысканий автора, пусть и весьма находчивых - это мёртвая фотография, всего лишь некий ничего незначащий двухмерный объект.

И когда рассуждают о творчеством пути на протяжении всей жизни или, более просто, о профессиональном самосовершенствовании, имеют в виду развитие и естественное изменение внутреннего мира человека.  Посколько в фотографии переплетение техники и содержания очень тесно, часто одно подменяется другим, поэтому для подкрепления собственного слов приведу пример из литературы, где техника, то есть умение читать и писать, с момента её освоения перестаёт влиять на сам процесс творчества. Родился маленький человечек, он ещё улюлюкает и агукает, но очень скоро, примерно, к году или полутора, малыш скажет свои первые слова. С этого первого слова он будет постепенно учиться говорить, повторяя за родителями, бабушками и дедушками, братиками и сестренками. Пройдёт ещё немного времени и слова сами будут рождаться в его детской головке под впечатлением от окружающего мира, в этом ему помогут воображение и фантазия.
Незадолго до школы мама и папа, скорее всего, начнут учить ребёночка читать и писать, в школе эти навыки освоятся, и в большинстве случаев, в совершенстве. Но было бы несправедливо утверждать, что каждый младший школьник - будущий писатель, лишь от того, что он умеет читать и писать. Недавно слышала такую фразу: "Если человек купил флейту, у него есть флейта, если человек купил фотоаппарат - он фотограф".
Это печально, но это так.

Многочисленные печатные издания и ресурсы в Интернете свидетельствуют, что нас со всех сторон окружают люди с фотоаппаратами, считающие себя фотографами, а иногда и вовсе творцами, художниками (наверное, от слова "худо"), а в действительности же - просто, ремесленники. Но не стоит лукавить и выдавать умелое ремесло, а часто и не очень умелое, за высокое искусство - это не одно и тоже.

Смотреть - не значит видеть.

Только совершенствование способности чувствовать, воспринимать, видеть, развитие внимания, наблюдательности, чувствительности, чуткости, воображения сможет по-настоящему обогатить фотографию, образы и сюжеты, созданные в ней, так, как ничто иное.

И как сказал Паоло Роверси, нужно научиться вкладывать свое сердце в камеру...

Мастер-класс Паоло Роверси. Источник

(Прошу прощения за неважное качество изображения)


 


 


 


 


 


 



 

 


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments