PHOTOPLAY (photoplay) wrote in prophotos_ru,
PHOTOPLAY
photoplay
prophotos_ru

Andre Kertesz: Полароиды. Из чего сделана память?


          Пронзительной чистоты и силы цветовая нота звучала с каждого маленького бумажного квадратика, и каждая фотография казалась законченным стихотворением в цвете, а все вместе - сложной визуальной метафорой жизни и смерти. Каждый изображенный на картинках предмет на глазах превращался в символ, но — не отвердев, изменял свои очертания и бесследно растворялся в воздухе. Передо мной был истинный пример настоящей живой фотографии, ведущей свое тайное существование тут, рядом, на соседней улице и никогда не раскрывающей своих секретов.
          Свободно и непринужденно переливаясь из одного в другое, меняя очертания, переходили эти фотографии одна в другую, и не совсем было ясно, где кончается одна и начинается другая. Также неясно было, где кончается собственно фотография и начинается теплый дымящийся кусок жизни художника. Все смешивалось и переливалось, подчиненное законам стихии стекла, из которого было сделано: предметы, которые фотографировал Кертеш, фотообъектив, и даже, казалось, само тягучее время, которое застывало подобно янтарю, сохраняя навеки единственную и неповторимую тональность данного момента.

          В 1979 году у Кертеша появилась полароидная камера SX-70. Оказавшись в состоянии глубокой депрессии после смерти жены Элизабет, фотограф взял в руки новый для себя инструмент и начал сложную работу памяти, результатом которой стали бесчисленные полароидные снимки, впоследствии расставленные по всем комнатам его квартиры. Кертеш вставлял их в рамки, перекладывал и вновь фотографировал уже готовые снимки. Постепенно пазл начал складываться. Вновь собранные кусочки прошлой реальности обретали новое существование и новый смысл, возвышаясь над обыденностью единичного человеческого существования и превращаясь в сложный художественный символ любви и памяти.
          Кертеш сосредоточенно и скрупулезно искал следы присутствия Элизабет в окружавших ее предметах: в городе, в котором она жила, в воздухе, которым она дышала, в вещах, к которым она прикасалась. Катализатором этого поиска стал купленный по случаю в одной из многочисленных сувенирных лавок Нью-Йорка капля-бюст. И только тогда магический кристалл начал свое сложное движение, закончившееся этой удивительной серией, или, скорее, продолжившееся ею — поскольку уже был задан визуальный вектор, некая perpetuum mobile, которая не могла остановиться.
Важно не количество впечатлений, а способность осознать их. В погоне за все новыми впечатлениями мы часто забывали о том, что детальные воспоминания лишь одного обычного дня могут подарить нам очень много. Перед мысленным взором возникнет целый мир, отраженный в предметах комнаты, в мельчайших проявлениях жизни. И однажды созданный, такой мир продолжит свое замкнутое, но полноценное существование — в книге, в сонате, в картине и поплывет волшебным шаром от зрителя к зрителю, от века, в другой век.
          Художник Андре Кертеш, «заложник вечности», выпутываясь из из паутины страха смерти и забвения, создал мелодию из чудесных картинок — мелодию о жизни, о любви, о памяти. Как стая легких бабочек, переливаясь всеми немыслимыми поляроидными цветами, летят эти картинки дальше и дальше на фоне неповторимого сентябрьского неба Нью-Йорка.
д. орлов/photoplay
































Tags: фотограф дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments