owls_flight (owls_flight) wrote in prophotos_ru,
owls_flight
owls_flight
prophotos_ru

Аэрофотопанорамы

AirPano - это проект, создаваемый командой энтузиастов панорамной фотографии из Москвы. Олег Гапонюк, Андрей Зубец, Сергей Семенов, Сергей Румянцев, Дмитрий Моисеенко создают в прямом смысле слова головокружительные аэрофотопанорамы.

Под катом рассказ о том, как снималась аэрофотопанорама под названием "Нью-Йорк, я люблю тебя"


фото Олега Гапонюка

Технически съемка панорамы "Нью-Йорк, я люблю тебя..." была достаточно сложной, и мы думали о ней несколько лет. Сама идея возникла еще в 2007 году, после того, как мы сделали с помощью 4-х метрового шеста вот такую панораму. В январе 2010 года мы дождались подходящего случая, прилетели в Нью Йорк и сняли ночную сферу из отеля Милленниум.

Основных трудностей было несколько.

Первая сложность - самая очевидная - это съемка за пределами окна отеля на длинных выдержках в темное время суток. Других примеров ночной съемки с выносного шеста в интернете мы пока не видели, и всегда приятно сделать что-то первыми в мире :)

Аналогичная съемка с выносного шеста всегда производится днем, так как шест с камерой качается на ветру с амплитудой 10-15см словно осиновый лист, и по этой причине для фотосъемки нужны короткие выдержки.

Понятно, что в темное время суток съемка таким образом невозможна, а штатив за окно не поставишь. Поэтому мы решили все-таки поставить за окно штатив :)

На самом деле штатив стоял в номере, а от него за окно с помощью системы креплений выходила полутораметровая штанга, собранная из двух элементов производства RRS. Вообще мы очень активно используем всевозможные изделия RRS в работе, и можно с уверенностью сказать, что они значительно облегчают жизнь и де-факто являются стандартом у многих фотографов.


Штанга, собранная издвух элементов производства RRS


Чтобы висящая за окном конструкция общим весом около 5кг (камера, объектив, панорамная головка и крепления) не улетела вниз вместе со штативом, использовался противовес, состоящий из трех больших бутылок Кока-Колы. Бутылки клались в пакет и подвешивались в номере на штангу.

Вторая сложность состояла в глубине резкости. Резкость нужно было получить от 40см до бесконечности, причем закрывать диафрагму сильно мы не могли из-за длинных выдержек. Фокусировка на гиперфокальное расстояние не давала удовлетворительных результатов. Отодвинуть камеру дальше мы тоже не могли, так как нужно было иметь возможность дотянуться до нее рукой для поворотов. В итоге было принято решение использовать прием, который известен в пейзажной фотографии (а мы все же пейзажные фотографы :)) как "брекетинг по резкости". Т.е. если говорить кратко, город снимался с фокусом на бесконечности, а комната, оконная рама и ближайшие окна отеля - с фокусом на 1м.

Следующая проблема - как убрать всю громоздкую конструкцию (выносную штангу и штатив) из кадра при съемке модели, стоящей в окне. Для этого рулеткой измерялось положение камеры за окном, и вся конструкция переносилась внутри комнаты в сторону так, чтобы освободить окно. Но при этом сама камера за окном оставалась в той же точке на неизменном расстоянии от подоконника. Исходное положение штанги рисовалось фломастером прямо на подоконнике, чтобы затем конструкцию можно было вернуть в то же самое состояние. Фломастер потом был стерт с помощью жидкости для очистки матриц :)


Съемка модели в окнес передвинутой в сторону штангой


Управление камерой производилось с радиопульта, который крепился в горячий башмак камеры.

Еще один вопрос - это динамический диапазон снимаемой сцены. Нужно было уместить яркости сюжетов на улице и в комнате в диапазон камеры. Для этого по каждой серии съемок вручную рассчитывался брекетинг с замером крайних точек диапазона по улице и в помещении. Фактически делался HDR.

Мы решили, что будем снимать эту сферу в высоком разрешении на фишай 16мм по схеме: 6 кадров по кругу и 3 кадра в зенит с использованием слим-ротатора. Это заметно осложнило работу, так как при съемке в низком разрешении (три кадра с использованием фишая 10мм) многие вопросы сильно бы упростились, а трудозатраты - значительно снизились.

Вначале мы планировали снимать и надир (вид вниз), но поворот камеры вниз за окном занимал слишком много времени, поэтому уже на месте от съемки надира отказались и ретушировали его при обработке, так как слим-ротатор позволял сделать это.

Использовалась камера Canon 1Ds MarkIII и объектив Contax Carl Zeiss T* 16mm F2.8 Distagon-F Fisheye, адаптированный под Canon. Вначале пробовали снимать на старый добрый "пятачок" (Canon 5D MarkII), но оказалось, что диапазон брекетинга "пятачка" (+/- 2 ступени) недостаточен для съемки сцен в номере и на улице. А поскольку менять экспозицию каждого кадра вручную в висящей за окном на расстоянии полуметра от окна и 120 метров от земли камере очень неудобно, то пришлось заменить камеру. С учетом объектива и другого оборудования общая стоимость висящей за окном техники составляла около $15 000.

А если посчитать еще и Кока-колу, то $15 003. Но не понятно, стоит ли считать Кока-Колу, ведь она висела внутри номера :)

На всякий случай к камере была привязана веревка, которую другим концом прикрепили к ножке кресла. Мы рассудили, что даже если наша конструкция при падении потянет за собой кресло, то кресло все равно не пролезет в окно, так что мы были полностью застрахованы :)

Еще одна сложность заключалась в том, что все перечисленное нужно было делать быстро, потому что съемка проводилась в так называемое короткое "режимное время", когда вечернее освещение наиболее интересно и меняется очень быстро, а полный цикл съемки сферы с брекетингом и вращением камеры за окном занимал около 5 минут.

Перед вылетом в Нью-Йорк дома была проведена генеральная тренировка. Мы собрали испытательный стенд, имитирующий подоконник в отеле, и в тепличных условиях, бегая вдвоем вокруг камеры, установленной на выносной штанге, провели съемку коридора.

Сразу обнаружилось множество нюансов, например такой: если вначале собрать всю конструкцию и выдвинуть камеру за окно, то потом на штангу невозможно повесить пластиковый пакет с Кока-колой для противовеса, и это нужно делать заранее :)

Список операций по подготовке к съемке занимал целую страницу, как check list у пилотов Боингов перед взлетом. Этапы подготовки, а также необходимое оборудование, методику установки камеры и штатива с противовесом можно посмотреть на нескольких фотографиях.



Все оборудование, использовавшееся при съемке



Так выглядит вся конструкция в сборе



Последняя проверка перед съемкой



Слим-ротатор, позволяющийотказаться от съемки надира



Крепление штанги к штативу

Оставался еще не до конца решенным вопрос, как крепить сферическую головку с камерой к штанге за окном. Во время испытаний тяжелая конструкция прямо у меня в руках при наклоне неожиданно сломала дюралевый болт, соединяющий штангу с головкой. До этого болт служил верой и правдой несколько лет.

Пришлось срочно придумывать замену, и в итоге курьер повез улетающему Сергею Семенову новый адаптер для крепления головки к штанге. Встреча Сергея с курьером, передача и демонстрация нового оборудования состоялась в электричке, идущей от Павелецкой к аэропорту Домодедово прямо на ходу поезда :)

Одна из проблем была - как попасть в нужный номер отеля, выходящий окнами именно на Манхеттен.

Сам отель состоит из двух башен, но нам подходила для съемки только одна сторона Западной башни с "правильным" видом. Этот вопрос мы решили, наладив контакты с одним из консьержей, который бронировал нам нужный номер на нужном этаже. С его помощью, как можно увидеть здесь, мы перепробовали все окна отеля, в том числе и трехкомнатный угловой сьют :)

(с)Airpano





Tags: как это снято?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →