Previous Entry Поделиться Next Entry
О направлении света в режимное время
smelov wrote in prophotos_ru
Прочитал статью А.Ермолицкого (aermolitsky"Как снимать рассветы и закаты" и решил ее немного дополнить, так сказать, со своей колокольни . Сразу оговорюсь, что мой текст рассчитан на подготовленного читателя. Перед прочтением рекомендую ознакомиться с обозначенной выше статьей Александра.


Определимся с терминологией: Всё, что написано про закаты, распространяется и на рассветы. Всё, что написано про вечернюю съемку после заката, также распространяется и на утреннюю съемку незадолго до рассвета. С учетом сказанного выше, далее будем говорить только о закатах.

За отправную точку возьмем следующие два утверждения (их придерживается большинство моих коллег, с которыми мне доводилось ходить на съемки):

1. Съемка на закате.
"Хорошо снять архитектуру на закате довольно непросто. Во-первых, надо дождаться времени года, когда закат будет именно за тем архитектурным ансамблем, который, по замыслу, является объектом съемки. Во-вторых, нужно чтобы повезло с погодой и сам по себе закат (рассвет) был красивым и фееричным".

2. Вечерняя съемка после заката.
Хорошо снять архитектуру вечером после захода солнца очень легко. Ведь, раз солнце уже зашло, то не надо заморачиваться с его положением, а также временем года и погодой. Достаточно просто разложить штатив, выбрать композицию и сделать кадр. А если при этом еще дождаться, когда включат уличную подсветку, так вообще, шедевр получится!

Вот как раз утверждение №2-то я и хочу опровергнуть. При съемке архитектуры после захода солнца, его положение по-прежнему также важно, как и в случае съемки в контровом свете на закате.

Сказанное поясню следующим примером:




Как видим, фотография слева выглядит довольно уныло. Почему? Да потому, что солнце зашло сбоку. Из-за этого, вся сцена разом погрузилась в тень, а небо оказалось мало того, что достаточно светлым, но и неравномерным по яркости.

Фотография справа выглядит куда лучше. Причиной тому - солнце, которое ещё не скоро, но должно взойти за спиной у фотографа. Его первые лучи уже осветили высокие шпили архитектурных доминант, придали насыщенность зелени, а небо не тронули - в противоположной стороне от солнца небо осталось тёмным, глубокого синего цвета.

Кстати, вы заметили, что за счет того, что фотография справа более контрастна, она кажется резче? Меня спрашивают: "Как вы добиваетесь такой невероятной резкости на своих снимках?". Очевидно, дело здесь не только в камере и в объективе, но и в выбранном времени съемки, как это ни странно.

****
Поспорили Мышь и Верблюд.
- Я первым увижу солнце, - сказал Верблюд.
- Нет, я первой увижу солнце, - ответила Мышь.
- Не спорь со мной, - рассердился Верблюд. - Ты не больше моей ресницы, а я гора.
Всю ночь Верблюд смотрел на восток, чтобы увидеть первым солнце. А Мышь сидела на горбу у Верблюда и смотрела на Запад. Хитрая Мышь знала: когда настанет рассвет, солнце сначала осветит вершины западных гор. Начался рассвет - засверкали западные горы. А Верблюд все смотрит на восток, ждет, когда солнце появится.
- Я первой увидела солнце, - закричала Мышь. - Оглянись!
Оглянулся Верблюд и видит: горы на западе сияют, озаренные первыми лучами.
Так маленькая Мышь оказалась умнее большого Верблюда.
С тех пор первый месяц в году у бурят называется месяцем Мыши.


Что же касается съемки в пасмурную и дождливую погоду, то тут, как правило, действительно неважно, где зашло солнце. Цвет и яркость неба, затянутого облаками полностью определяется цветовой температурой и оттенком искусственных источников света в городе. Поэтому, единственно важным условием при такой съемке является не пропустить момент включения уличной подсветки. Когда подсветка только зажглась и фонари не успели разгореться, можно поймать момент, в который небо и вся сцена в целом имеет лёгкий пурпурный-голубой тон. Снимки в этом случае получаются не такими выразительными, как в примере, описанном выше (фото справа), но достаточно хорошими, чтобы спасти вечер и не остаться совсем без кадра (особенно актуально, если непогода застала вас в чужом городе и прийти переснять нет возможности). 



Снимок на примере выше был сделан в условиях сильного тумана и моросящего дождя. Кадр спасла красивая и богатая уличная подсветка, до включения которой картинка была практически монохромной и очень скучной. 10 минут спустя эта подсветка разгорелась и окрасила небо в ужасный буро-зеленый цвет - фотографировать было уже невозможно.

Если на улице идет дождь, не стоит складывать фотоаппарат также и потому, что намокший асфальт, порой, выглядит очень симпатично и можно получить оригинальные снимки (как на примере ниже). Однако, это уже тема для отдельного разговора.



Выводы: 
1. При съемке пейзажа в послезакатное, или предрассветное время относитесь к вопросу расположения солнца также серьезно, как и в случае съемке непосредственно на закате/рассвете. Лучшие фотографии получаются тогда, когда солнце село за спиной. При этом небо в кадре равномерное, насыщенное и достаточно тёмное, имеет приятный синий оттенок. Сама же архитектура подствечена последними лучами, отраженными от неба, поэтому выглядит ярко и празднично. Худшие кадры получаются тогда, когда солнце зашло сбоку - вся сцена разом тускнеет, а небо остается светлым, блеклым и неравномерным по яркости. 
2. Если на улице разгулялась непогода, а кадр всё равно нужно сделать, не спешите отчаиваться. Дождитесь момента включения уличной подстветки (если вы в городе, конечно) и сделайте снимок. Только не опоздайте, цвет неба при плохой погоде быстро меняется в худшую сторону по мере того, как разгораются фонари на улице.



Моя предыдущая статья для Prophotos_RU: "Что делать, если у вас украли фотографию".
Метки:

  • 1
Спасибо, очень интересно!

На здоровье! Если есть какие-то замечания, или, может быть, вы несогласны с чем-то из сказанного - всегда готов к конструктивному диалогу)

Спасибо, полезно и информативно!

очень полезно, спасибо!

Извиняюсь, утащила первую фото в блог (со ссылкой, разумеется) - просто в доме с квадратной башней я больше десяти лет жила. Очень рада была вдруг увидеть такую хорошую фотографию с ним)

очень познавательно, спасибо.

Полезный линк закину в тему: http://suncalc.net/#/59.9328,30.3155,15/2012.03.20/15:37 Ну вдруг кто не знает :)

Вы меня извините, может быть я не понимаю чего - то главного... Предельная отчетливость, выворачивание реальности и нарушение планов - это для Вас самоцель? Разрушая эту реальность, вы создаете какую - то новую? Зачем все это, вся эта "затейливость"?

покритикуете?
или тут я уже опоздал?

Вот чуть бы пораньше, буквально на пару минут и была бы вообще конфетка!)

всё верно, разве что фото слева интереснее.

тогда вам нужно следовать написанному с точностью до наоборот и будете получать снимки как слева)

большое спасибо! Весьма полезные для меня наблюдения!

спасибо, возьму на вооружение

Тема по поводу света и съемки ночных городов и всё в этом роде меня всегда потрясали, статья супер,очень позновательная,всегда приятно посмотреть на примеры тех людей которые ещё рассказывают про это.СУПЕР!

интересно, но я бы ещё добавил про подсвеченные снизу облака. Они обычно тоже эффектно выглядят :-)

А у Вы могли бы показать примеры своих закатных фото, снятых без штатива, с руки?
Хотелось бы их сравнить со штативными фотографиями

Интересно, спасибо! Раньше не задумывался, что цвет городского пасмурного неба меняется из-за того, что разгораются ярче фонари.

о направлении света в режимное время

Большое спасибо за познавательную статью, сопровожденную отличными примерами! И те, кто высказывался против фишая , видимо не понимают, что это обучающая статья. Особенно полезна для тех, кто часто снимает здания,сооружения, архитектуру...(снимки все- очень красивые) Меня время-от-времени просят сфотографировать дома, виллы, выставленные на продажу... Поэтому Ваша статья для меня ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНА... Хотелось бы еще найти ответ на вопрос-как снимать из интерьер комнаты на контровой яркий солнечный свет из открытых окон, чтобы картинка за окном тоже была отлично видна. Раньше- у меня был фотоаппарат Канон ПРО-1- сама подобрала настройки и снимки получались отлично. Сейчас фотоаппарат Канон 5 Д- не получаются снимки. (правда я не усиленно искала правильное соотношение из-за нехватки времени ).
С уважением Ирина

  • 1
?

Log in