Previous Entry Поделиться Next Entry
Метафизическая фотография
mona_lisa_ru wrote in prophotos_ru
Метафизическая фотография Дмитрия Музалева.

Метафизическая фотография — это еще не устоявшееся название одного из направлений в современной фотографии. Хотя это направление достаточно тесно смыкается с абстрактной и минималистской фотографией, с одной стороны, и стрит- или direct-фотографией с другой, оно обладает рядом качеств, позволяющих говорить о его самостоятельности.

Общепризнанным основателем и лидером направления до недавнего времени был выдающийся российский фотограф Александр Александрович Слюсарев. Ему же принадлежит термин «метафизическая фотография», используемый наряду с понятиями аналитическая и сюрреалистическая фотография.

текст отсюда

1


2


3



3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21



22


23








  • 1

я вдохновлён на пару лет в перёд !

Говоря проще, если ты вышел с бодуна на улицу и наснимал какого-нибудь мутного барахла, которое, протрезвев, стало выбросить жалко, а куда пристроить - непонятно, смело называй весь этот шлак метафизической фотографией. Звучит красиво. Правда, суть останется та же.

можно назвать это как угодно -концепт , метафизика, ... но мне эти фото кажутся неприглядным шлаком

за исключением пары-тройки занятных

Согласен, что пара-тройка вполне себе ничего. Но не больше.

Дима не снимает с бодуна. Все его фото - обдуманные, даже (на мой взгляд) слишком обдуманные.
Просто, чтобы понять прелесть подобной фотографии, нужна некоторая подготовка, а также насмотренность. Ну и желание, конечно.

Вот-вот, думать надо меньше, а то ведь, бывает, что горе от ума случается. Если для того, чтобы что-то понять, нужна подготовка, стоит ли оно того? Может быть, лучше автору лучше подготовиться? Насмотреться чего-нибудь?

Вы слишком и неоправданно категоричны, я думаю. Хотя понимаю ваш "справедливый гнев", лет 8-9 назад я бы к вам присоединился...

Бросьте. Почему же неоправданно? Я не в маразме, слава Богу. Достаточно просто побольше смотреть и видеть, чтобы тяга к такому "искусству" не возникала.

Вот получается что недостаточно...
Скажем так: вы устрицы любите? На них посмотреть- рвать хочется, не так ли? А ведь это деликатес. Я, например, их с хреном, теплым сакэ и черным хлебом- обожаю. Это то что называется "приобретенный вкус"(аcquired taste)... Так и тут. надо войти в эту колею сначала.. Если есть желание, конечно.

Нет, устрицы не люблю. И деликатесом не считаю. Равно как и теплый сакэ, как меня не уговаривай, что это круто и все японцы его пьют, на мой вкус - гадость и извращение. И японцы бы его никогда и не пили, если бы побогаче были и у них рос бы виноград, либо пшеница. Это вынужденное формирование вкуса. На безрыбье, как говорится. Но если рядом стоит хороший виски или вино, те же японцы чаще выберут именно их, что обычно и происходит. И суши их от той же бедноты появились. Они бы с большим удовольтствием трескали говядинку либо поросяток, да вот не свезло им с территорией. Негде пасти и содержать. Список подобных "вкусов" можно продолжить. Сюда попадут и зелёные салыта, которые появились во французском рационе опять же вынужденно. Во время осады одной из крепостей жрать было нечего, вот и попробовали. Ну и пошло в народ.
Так что не надо про колею. Это не тот случай, когда надо себя заставлять. Ни к чему. Зачем заставлять себя любить икру минтая, если есть осетровая?

Так я ж говорю, заставлять не надо...

не смогла удержаться ))

Вы так образно про еду написали, даже есть захотелось - пошла салатика погрызла, а ведь не в осаде вроде, но... нравится, даже больше - люблю их )) и вот это "Вкусы у всех разные и спорить о них не люблю." разве не из вашего профиля? или это только ваших фотографий касается? ;)

Re: не смогла удержаться ))

Вы внимательно прочитайте, с чего начался спор. Как раз не я завёл разговор о вкусах. Я просто высказал свой мнение. И права на это я не поволю себя лишать никому.
Ну а дальше, по вкусам, я только отвечаю.

ну что вы! какие лишения? мы здесь все вольные птицы )

Выше вы написали "что пара-тройка вполне себе ничего", а не скажите какие? это чистое любопытство ) просто интересно узнать что нравится поф. фотографу, вы ведь по другому оцениваете чем просто любители, такие как я.
я бы сняла эти 9, 12, 17, 21.

Ну, это большое заблуждение, что кто-то что-то оценивает по-другому. На самом деле всё это понты и рисовка. Оценивают все всегда по-простому - нравится или не нравится. Когда начинаются разговоры, что вот, мол я же как профи оцениваю, это ложь. Просто человеку, скорее всего, не понравилось, но обидеть автора неудобно, вот и придумываются какие-то мнимые критерии.
Более-менее понравились 5, 17, 18, 21. Но это если вообще хоть что-то выбирать. Реально ничего меня не тронуло. Никак.

О! я теперь буду себя свободнее чувствовать, когда со свиным рылом в калашный ряд решу продефилировать )) спасибо

Я понимаю что это наглость. но если вам не очень трудно, приведите пару-тройку ссылок на те фото которые вас будоражат. Интересно посмотреть на вас со всех сторон - что не нравится видела, ваши мельком глянула, остались последние, для полноты картины. И обещаю, на этом я прекращу вас мучить ))

Интересно, что за картину вы рисуете на основе изучения моих вкусов?

Мне сложно ответить на ваш вопрос конкретными сслыками. Дело в том, что я плохо запоминаю имена даже если что-то мне понравилось, вряд ли я запомню фамилию с первого раза. Отдельных ссылок я не собираю. Но если так, навскидку... Не буду оригинален, если назову Георгия Пинхасова. Очень мне нравится его работа со светом. Кайфы обалденные. Натуральная светопись, причём в самых неожиданных и обыденных местах он находит шедевры.
Конечно же, Серёжа Косьянов, его ранние работы, в том числе и студийные. К сожалению, сейчас он снимает гораздо реже, сосредоточившись на выпуске книг.
Нравится Вяткин, его афганская серия, причём не "боевые" кадры, а бытовые. Да много кого и чего. Нравится один японец (или китаец?), снимающие потрясающие пейзажи. Причём начал снимать их ещё тогда, когда и фотошопа не было. Среди моих френдов много талантливых ребят, которые периодически радуют потрясающими снимками.
Отдельно снимаю шляпу перед анималистами. Тут одного профессионализма мало. Это же адов труд, сидеть в кустах неделями, в ожидании удачного кадра.
Чего не люблю, так это современное так называемое трэвел-фото. Тонны бессмысленных, но качественных снимков.
Ну вот, это так, в общих чертах.

спасибо! вечером посмотрю их работы, у меня тоже ужасная память на имена... да и вообще на всё ((

Я иногда пытаюсь смотреть на мир чужими глазами, вот вашими например. Мне ведь никогда не быть взрослым, женатым мужчиной фотографом, живущем в Москве :) Сделать это с помощью фотографий самый простой способ, по моему. По молодости я развлекалась пытаясь понять "кто?" едет рядом со мной в транспорте, но тогда нельзя было проверить правильность своих догадок, а сейчас наоборот - отталкиваясь от знания кто, интересно понять "что?".
И всё это без особой надобности для жизни ))
Ещё раз спасибо, что потратили время.

Рад, что оказался полезен ))) Я, кстати, тоже люблю рассматривать людей в транспорте, пытаясь, представить, кто они, чем живут, о чём сейчас думают. Это безумно интересно занятие )))
Заходите ко мне в журнал почаще, если есть желание. На всякий случай френжу, так вам легче будет у меня комментировать )))

Если бы я сказал,что хоть что то понял........Я бы перечеркнул СВЕТЛУЮ ПАМЯТЬ о своих Друзьях -Известных в СССР ФотоМастерах и Журналистах ....... Снята какая то ЧУШЬ !!!!...Я и сегодня.....спустя многие десятилетия....могу наснимать такого МУСОРА за неделю на несколько *выставок*.....

Спасибо за подборку, у Димы удивительные снимки! Очень вдохновляющие!

С точки зрения исполнения, конечно это можно назвать шлаком, но с точки зрения восприятия, эти фотки очень даже необычны) конечно каждый смотрит по разному но все же.. Имхо в них изюминка в том, что смотришь, вроде все на фото ясно, все явно, но какая то деталь неправельна, и до того, что мозг начинает активно пытаться понять, что тут не так)

Не знаю, как насчёт именно метафизики и не всё однозначно понравилось, но в большинстве своём - очень здорово.

да, не все понятно, но кажется, что разные люди выберут разные фото из подборки. Мне вот 21 особенно понравилась :)

Метафизическая фотография? Всегда было интересно, почему именно этот термин? На мой взгляд скорее абстрактная, графичная и минималистичная.

Метафи́зика (др.-греч. τα μετα τα φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Впрочем, почитав и посмотрев, что у нас пишут, поняла, нет пока ясности с этом вопросе.

А фотографии хорошие. И эффект восприятия будет сильнее если их подавать сериями перекликающихся между собой картинок.

раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.


Вот именно поэтому ;)

Мне казалось, что в метафизической фотографии должно быть нечто большее, чем просто графика, бытовой минимализм, игра света и упражнения с формой.

Не хочу обидеть автора, речь идет именно о терминах. Например, на том же ресурсе, откуда статья, Джон Краузе позиционируется как фотограф снимающий метафизическую фотографию. http://mikhaltchik.photographer.ru/events/review/519.htm
Посмотрите. http://georgekrause.com/index.shtml Совершенно другое, неправда ли?

Хотелось бы еще посмотреть зарубежных авторов, и что там пишут на эту тему.

на западе помойму оно не сильно развито. ну т.е. в том виде что у нас называют "метафизикой"

Нет у Музалева метафизики в фотографиях, нет. Он жутко обижается, когда ему об этом говорят. Он о себе очень высокого мнения. Есть интересные по свету кадры, а метафизики нет. Большинство - плоские, иногда затейливые графические этюдики.
(сугубая имха естественно)

Пролистала всю подборку. Работы действительно хороши. Если автор о них высокого мнения, имеет право :) Мне действительно хотелось разобраться, почему метафизическая. Услышать мнения тех, кто любит этот жанр и хорошо разбирается в вопросе. Если автор присоединится, было бы интересно. Может он назвал бы их иначе? :) Вот тут наткнулась на фразу, что общепризнанным основателем направления, является Сан Саныч Слюсарев. Конечно работы Слюсарева знаю и люблю. Но неужели до него никто не снимал подобное?

Неоднократно подступался к Слюсареву - не резонирует. Ничего. Так, лёгкое очарование свето-графикой иногда проскальзывает. Не пойму, при чём здесь метафизика? Вот в том, словарном смысле, что выше привели. Вероятно, в силу моей ограниченности. Метафизика в фотографии, это когда "цепляет". Нет привязки ни к сюжетам, присущим жанру, ни к технике исполнения. Есть такое слово "торкнуло" - перелопачиваешь тонны фотографий, мелькают они перед глазами, а возвращаешься к единицам и смотришь на них, смотришь, а они тебе что-то рассказывают и рассказывают... Закрываешь и остаётся чувство, что недослушал, хочется вернуться. Вот это - метафизика! (шёпотом:) Завёл себе даже сообщество для личного пользования (Вы первая, кому о нём рассказываю), куда складываю то, что "торкнуло", чтобы вернуться. На Фликре, в своих фэйворитс, как-то скучно, а в ЖЖ - самое то)).

А мне таки удалось найти, что автор пишет на тему метафизическая фотография. Там правда не совсем его формулировки, но судя из комментов он с ними согласен. http://community.livejournal.com/sss_photo/8596.html

Правда, почитав других авторов, лишний раз убедилась, что сам термин "метафизическая фотография" действительно не устоявшееся понятие, и трактуют они его по-разному.
http://dru-photo.livejournal.com/117172.html

Но вопрос таки остался... не изобретают ли наши фотографы изобретенный велосипед? Захотелось покопаться в истории вопроса и найти авторов этого направления, как бы оно не называлось, и в других странах.

А по поводу вашего восприятия, понимаю... Сообщество личного пользования покажете?
У Слюсарева наряду с проходными, есть очень пронзительные работы. Как раз такие, к коим хочется возвращаться, разглядывать, анализировать. Казалось бы обычные предметы, становятся такими необычными и такими разговорчивыми, со зрителем, между собой. Но восприятие... все очень индивидуально. Собственно по комментам здесь видно, от полного неприятия до восторга.

Почитал, по Вашим ссылкам. Они хорошо описали то, что делал ССС и что пытаются делать они. Собственно все философические размышления об их МФ совершенно законно распространяется на любую авторскую некоммерческую фотографию, а суть их творчесва заключена в простой фразе (цитирую Андрея Гордеева): "Такие картинки появлялись всегда, но СанСаныч первым их узаконил и доказал, что снимки "ни о чем" могут быть стОящими внимания и обладать художественной ценностью." САнСаныч узаконил снимки "ни о чём" и господа метафизики радостно питаются плодами этого закона. Похожая ситуация с ломографией, только там ещё коммерция примешалась. Для себя решил так - подобная "метафизическая" фотопрактика интересна, но культивирует элементарную лень и нежелание развиваться. Вот, кстати, замечательный пример МФ-фотографий: http://voprak.livejournal.com/tag/Серпухов. Мне было лень выуживать сугубо МФ кадры, полистайте, Вы их сразу увидите. По-моему это сильнее, чем Музалев и (о ужас!) Слюсарев. Жаль Александр Карпов сейчас мало выкладывается, работы много по специальности, очевидно. Не знаю, может я ещё не дорос до глубокого понимания Слюсарева и его МФ-песочницы.
Если не боитесь соскучиться: http://community.livejournal.com/flickr_faved/profile

Дык, хорошо что Сан Саныч узаконил. Такое распространенное направление определенно заслуживает своей отдельной ниши. Даже у себя нашла нечто подобное :) Не знала как назвать, назвала "другие". Только мне трудно согласиться с формулировкой "ни о чем". Это не всегда. В данном случае да, здесь объект как форма. Определенно формализм, как подсказал klamm.

Формализм (философия) - направление в эстетике, искусстве, литературе и др. науках, сторонники которого видят сущность вещей в форме, переоценивают роль формы и за формой забывают содержание или пренебрегают им.

Но зато с эстетической точки зрения, какова гармония, а? Ведь смотришь и невольно любуешься, как одно с другим живет. По поводу песочницы... не уверена... это не так просто как кажется, даже если не несет под собой никакой философской подоплеки.

За ссылки спасибо. Поброжу, посмотрю внимательнее.

На самом деле, это во многом историческая условность. Термин этот придумал Слюсарев (по крайней мере у нас), но он использовал его всегда наряду с другими: аналитическая, синтетическая и т.д. Определенную "популярность" термин получил после выставки "Метафизическая фотография" (он выложена на photographer.ru). При этом ее участники (в том числе Музалев) автоматически стали "метафизическими фотографами" :) Ну и образовалось некоторая тусовка/группа фотографов.
Границы понятия, конечно, весьма условны. Скажем, в моем нынешнем понимании, фотографии Димы Музалева скорее можно назвать формальными, чем метафизическими.
Я бы еще порекомендовал посмотреть фотографии garbuzar, photogrouss и besz.

Вот за Краузе спасибо, он прекрасен.

Был недавно на выставке где были такие снимки.Увы не очень понял.....

(Удалённый комментарий)
математика
такое ощущение, что по чертежам сделано
очень интересно, спасибо

здесь весьма неплохие кадры, видимо хорошая выборка за долгое время
но основной его поток в сообществах обычно никак не трогает
такой фотографии и не должно быть много

Некоторые определённо прикольные

Если не углубляться в термины, представленные фотографии отличные! И "такой фотографии не должно быть много" - это точно.

На мой взгляд, эти фотографии замечательны.

Эти больше

Эти больше зацепили взгляд и мысль. )
2,3, 6,7, 17,18,19 21,23...

  • 1
?

Log in